Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и возможных путях улучшения этих характеристик. Очевидно, что оборудование и программное обеспечение зачастую требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.

В 2013 году по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было выявлено, что ИТ-менеджмент в России становится полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировым тенденциям, подтвержденным исследованием The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, согласно которому 70% руководителей проявили глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировали уделить больше внимания этому направлению.

В то же время многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия является сложным процессом, требующим специальных знаний, технологий и привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами, потеря и утечка важной информации, неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки, а также снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.

Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.

Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:

  • инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  • непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  • анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
  • выставление счетов;
  • создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  • оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.

На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Развитие информационных технологий оказало серьезное влияние на бизнес-сферу. Внедрение процессов управления ИТ-активами позволяет обеспечить ряд преимуществ:

  • повышение эффективности управления бюджетом;
  • проведение качественного стратегического планирования;
  • соответствие регулирующим требованиям;
  • возмещение затрат и определение путей их снижения.

Многие компании сталкиваются с проблемами управления ИТ-активами и пытаются решить их самостоятельно. Однако, крупные холдинги не могут обойтись без помощи профессионалов, чтобы обеспечить эффективное управление ИТ-активами.

Рынок услуг по менеджменту в сфере информационных технологий оценивается как очень перспективный. В то время как общий рост рынка IT-услуг на территории России в 2015 году по данным IDC ожидается на удручающем уровне - долларовый сегмент сократится на 10%, услуги по менеджменту в сфере информационных технологий сохранят свой высокий спрос. Например, IDC подтверждает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисный 2008 год.

По мировым тенденциям, генеральный директор будет представлять основного внутреннего заказчика IT-сервисов в компаниях чаще, чем IT-директор.

Рейтинг ИТ-компаний России: кто лидирует на рынке управления IT-активами?

Если у вас возникла необходимость найти компанию, которая поможет вам профессионально решить вопросы, связанные с управлением IT-активами, то предлагаем обратить внимание на топовых игроков рынка. Именно они заслуженно являются лидерами отрасли благодаря всестороннему владению информационными технологиями, плодотворным партнерским отношениям с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также высоким уровнем конфиденциальности и защиты информации.

Итак, на рынке ИТ-услуг давно и хорошо известны следующие компании (ранжировка произведена по количеству выполненных проектов, уровню сертификации специалистов и отзывам клиентов):

  1. Компания A
  2. Компания B
  3. Компания C
  4. Компания D
  5. Компания E

При выборе ИТ-компании для сотрудничества, обратите внимание не только на ее рейтинг, но и на ваши личные критерии, такие как требования к качеству работы, удобство коммуникаций, стоимость услуг и т.д.

Компания КРОК существует уже с 1992 года и является лидером на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции). Согласно данным IDC, доля КРОК на рынке составляет 16,1%.

Количество сотрудников компании превышает 2 200 человек, причем более 75% из них - технические специалисты, обладающие 4 400 профессиональными сертификатами. Для создания комплексных решений КРОК постоянно сотрудничает с более чем 200 производителями АО и ПО, включая Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec и Dell. Это дает клиентам возможность использовать новейшие технологии в своих бизнес-задачах.

Компания ежегодно завершает 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых находятся крупные компании, такие как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот компании составил 27 млрд руб.

IBS была основана в 1992 году. Группа компаний IBS насчитывает более 10 000 сотрудников, которые работают по всему миру. Она безупречно занимает одну из первых позиций в чрезвычайно значимых отраслевых рейтингах. Кроме того, IBS сотрудничает с отечественными и западными поставщиками, которые производят программное и аппаратное обеспечение. В компании также имеется Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С.

IBS предлагает полный спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку ПО и бизнес-приложений, консультационные услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди клиентов компании находятся такие крупные организации, как Росатом, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие.

Консолидированный оборот компании в 2014 году составил порядка 903,6 млн. долларов.

ІТ-компания «Техносерв» была основана в 1992 году и с тех пор открыла множество представительств в городах России и других странах СНГ. Ключевыми направлениями её деятельности являются:

  • хранение и обработка данных
  • строительство и мониторинг ИТ-инфраструктуры
  • обеспечение информационной безопасности
  • ИТ-аутсорсинг

К организациям, являющимся клиентами компании, относятся такие известные бренды, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие. В 2013 году «Техносерв» вошла в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» как одна из лучших ИТ-компаний в России. К числу сотрудников корпорации насчитывается более 2,000 человек. Оборот компании в 2013 году составил 40,16 миллиарда рублей.

Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.

Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.

Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.

"Астерос" – группа компаний, существующая с 1998 года. В ее состав входят такие компании, как "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Компания имеет представительства в России и странах СНГ. Главными направлениями ее работ являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), разработка и использование бизнес-приложений, а также ИТ-аутсорсинг и инженерные сети.

"Астерос" имеет широкое портфолио клиентов, в которое входят такие крупные компании, как "ВТБ", Сбербанк России, "Вертолеты России", РУСАЛ, РусГидро, "Северсталь", "ТНК-BP", "ВымпелКом", "МТС", МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.

"Астерос" также выделяется большим количеством специалистов - более 1 700, работающих в компании.

В 2013 году "Астерос" получила почётное место в списке крупнейших компаний России - рейтинге «Эксперт-400». Оборот компании в этот же год составил 19,7 миллиардов рублей.

Если вы готовы к выбору поставщика услуг, то каждая из компаний, представленных в данной статье, заслуживает детального рассмотрения. Однако, чтобы сделать обоснованный и правильный выбор, необходимо провести анализ решений, предлагаемых каждым поставщиком, и определить, какие из них соответствуют актуальным задачам вашего бизнеса.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *