Нематериальные культурные. Как в Ульяновской области сохраняют наследие

В последнее десятилетие в нашу жизнь прочно вошло новое для большинства жителей России выражение «нематериальное культурное наследие».


В последнее десятилетие в нашу жизнь прочно вошло новое для большинства жителей России выражение «нематериальное культурное наследие». Мы знали, что есть народная культура, материальная и духовная (под ней, как правило, понимался фольклор), есть народное искусство. Почему возник этот новый термин и что он означает? Его возникновение и законодательное закрепление в соответствующих  документах было связано с глобальным процессом разрушения языкового и культурного многообразия человечества и изменениями, происшедшими в сфере традиционных культур всех стран на всех континентах.

 

Именно поэтому ЮНЕСКО в начале 2000-х годов активизировало деятельность государств – членов ЮНЕСКО по выработке общей концепции сохранения нематериального культурного наследия как важнейшего фактора обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития человечества. Было осознано, что культурное разнообразие так же необходимого для человечества, как биологическое многообразие для живой природы.

Конвенция об охране нематериального культурного наследия была принята 17 октября 2003 года генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. В ней, в частности, дано такое определение нематериального культурного наследия: «Нематериальное культурное наследие – обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия». Документ вступил в действие 20 апреля 2006 года.

В отличие от Конвенции всемирного наследия, охрана нематериального культурного наследия заключается не только в защите её объектов от потенциальных рисков и угроз, но и в позитивных действиях по их популяризации. Понятие «охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

В 2007 году фондом Института экономики и социальной политики совместно с рабочей группой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации была разработана национальная концепция федеральной целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ на 2009–2015 гг.»

Именно на выявление, описание и пропаганду нематериального культурного наследия как одного из важнейших направлений работы учреждений и организаций культуры в 2014 году была переориентирована деятельность Центра развития и сохранения фольклора. После изучения опыта других регионов по созданию необходимой документации, научно-методическому обеспечению работы и ее организационному развертыванию Центр народной культуры Ульяновской области разработал необходимые документы, а в декабре 2015 года министерство искусства и культурной политики Ульяновской области издало распоряжение «О работе по сохранению нематериального культурного наследия». В нём был определён ряд первоочередных мер для активизации работы, создания условий для сохранения и развития нематериального культурного наследия. Организовать данную работу было поручено областному государственному учреждению культуры «Центр народной культуры Ульяновской области», а руководителям отделов (управлений) культуры муниципальных образований Ульяновской области было рекомендовано создать рабочие группы по выявлению объектов и предоставлению заявок на включение в Каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской области.

Реализуя данное распоряжение, Центр развития и сохранения фольклора – филиал ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области» разработал положение о работе экспертного совета по экспертизе и отбору ОНКН и «Методические рекомендации по работе с объектами нематериального культурного наследия в муниципальных образованиях Ульяновской области».

В 2015–2016 годах сотрудниками Центра развития и сохранения фольклора – филиала ЦНК был организован и проведён цикл научно-практических семинаров по данному направлению работы, в которых приняли участие работники культуры г. Ульяновска, Димитровграда, Новоспасского, Тереньгульского, Кузоватовского, Николаевского, Радищевского, Карсунского, Майнского, Сурского, Цильнинского, Вешкаймского и др. районов, в том числе преподаватели музыкальных школ, руководители фольклорных коллективов, работники культуры, а также специалисты из Государственного республиканского центра русского фольклора – учёный секретарь, кандидат филологических наук В.Е. Добровольская, заведующий сектором научной информации Д.В. Морозов. Таким образом, с принципами работы по выявлению и описанию объектов нематериального культурного наследия были ознакомлены руководители учреждений культуры подавляющего большинства муниципальных образований Ульяновской области. Всего в работе данных кустовых семинаров приняли участие почти 200 работников культуры области.

В 2016 году была создана специальная страница на сайте Центра народной культуры «Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской области» (http://ulcult.ru/onkn/), на которой отражается работа по созданию областного каталога объектов нематериального культурного наследия Ульяновской области, а также приведены ссылки на наши объекты, размещённые в общероссийском каталоге.

Выявление объектов нематериального культурного наследия осуществляется двумя способами.

1. Посредством работы в архиве научно-образовательного центра «Традиционная культура и фольклор Среднего Поволжья» им. Д.Н. Садовникова ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», которая регулируется соглашением о сотрудничестве между нашими двумя учреждениями.

2. Организацией и проведением с 2013 года фольклорно-этнографических экспедиций. Именно экспедиционная работа позволила выявить ряд интересных объектов нематериального культурного наследия и привлечь работников культуры на местах к совместной работе над их описанием.

Благодаря проделанной работе на сегодняшний день выявлены и описаны 15 объектов нематериального культурного наследия, представляющие практически все области традиционной культуры, часть которых была размещена в разделе «Нематериальное культурное наследие» портала «Культура.рф» (на первом варианте портала, сейчас идет работа по его реорганизации).

Вот некоторые из них.

«Традиция почитания Никольской горы у коренных народов Среднего Поволжья у коренных народов Среднего Поволжья (русские, мордва, чуваши)» не прерывалась даже в советское время. Ежегодно на день св. Николая (в основном 22 мая) в р. п. Сурское Сурского района Ульяновской области прибывают тысячи паломников. Они приезжают на Никольскую гору, которая считается святой. Как гласит легенда, однажды на Промзино-городище (старое название р. п. Сурское) напали враги. Местные жители не могли с ними справиться, но в критический момент на горе явился святой Николай (иногда с Георгием Победоносцем) и остановил вражеское войско. Позднее возникло почитание горы и святых родников возле нее и выработался целый комплекс обрядов, среди которых – купание в родниках, обетный подъём в гору и спуск с неё, поиск камешков с ликами святого, молебен в часовне и у родников.

В селе Коноплянка Инзенского района был выявлен и описан такой объект нематериального культурного наследия, как «Традиция почитания святого родника Параскевы Пятницы».

Ежегодно на день обретения иконы св. Параскевы Пятницы (девятая пятница после Пасхи) верующие окрестных сёл и деревень посещают святой родник в лесу около села Коноплянка Инзенского района Ульяновской области, в котором некогда и явилась эта икона. Почитание святых источников – давняя и распространённая традиция на территории Ульяновской области, она содержит ряд устойчивых обрядов, среди которых – коллективный молебен в часовенке у родника, купание в источнике, поиск в воде камешков с ликами святого, а по возвращении с родника – посещение кладбища и поминовение родителей и близких.

Оригинальным, сохранявшимся до 1980-х годов является такой объект нематериального культурного наследия, как «Обряд похорон троицкой куклы в Ульяновском Присурье». Это был так называемый обряд выпроваживания, представлявший собой комическую имитацию похорон, в которых в качестве покойника использовали соломенное чучело. Иногда его изображал человек, но характер обряда при этом не менялся. Под названием «Похороны Ярилы» он совершался на Троицкой неделе в с. Б. Шуватово Инзенского района Ульяновской области. В д. Бахметьевка (в настоящее время – часть с. Новосурск Инзенского района) ритуал назывался похороны Андрюши. В с. Ждамирово, Сара, а также в русских сёлах, находящихся на пограничье с Алатырским р-ном Чувашии, обряд назывался «Похороны Шута» и сохранялся до второй половины ХХ века. Он проводился ежегодно как в предвоенные, так и в послевоенные годы.

Помимо указанных ОНКН, для включения в Российский реестр приняты и некоторые другие значимые для нашего региона объекты. Например, объект нематериального культурного наследия «Почитание местночтимого святого отца Максима». Обряд сформировался примерно в 1920-е годы в селе Тияпино Инзенского района Ульяновской области и получил новое развитие в постсоветскую эпоху. К настоящему моменту сложились все основные элементы его почитания: легенды о жизни и чудесах, представляющих своеобразное устное житие; почитание мест, связанных с его пребыванием. Особо выделяется среди них могилка о. Максима – единственная сохранившаяся из захоронений возле церкви. Регулярно сменяются на ней кресты, не уничтожаясь и не оскверняясь (их складывают возле церковных стен). Иногда на крест вешают обетные полотенца, возле креста кладут хлеб, конфеты, яйца. Земля с могилы отца Максима почитается за святую и чудодейственную. Её используют для лечения болезней, для восстановления мира в доме, для изгнания нечистых духов.

Могила о. Максима. Фото М.Г. Матлина

Могила о. Максима. Фото М.Г. Матлина

Традиционные технологии раскрыты в описании объекта нематериального культурного наследия «Гончарный промысел в с. Сухой Карсун Карсунского района Ульяновской области». Данное село уже в XIX веке стало центром гончарного производства Симбирской губернии (Ульяновской области). Формы сосудов сухокарсунских мастеров очень древние, аналоги им обнаружены в археологических материалах Среднего Поволжья. Приёмы орнаментации напоминают древний ямочно-гребенчатый орнамент. Ассортимент изделий был небольшим, в основном  горшки из белой и синей глины и другие простые изделия. Однако в Карсуне изготавливали и чугуны – большие горшки, хорошо выжженные и издающие при ударе звук, подобный металлическому. К концу XIX века изделия сухокарсунских мастеров считались лучшими как по изяществу, так и по качеству исполнения. В 1994 году в селе был открыт Дом гончарного промысла.

Мастер Н.Н. Ларин на гончарном круге показывает процесс изготовления горшка. Фото М.Г. Матлина

Горн для обжига изделий из глины. Фото М.С. Ивановой

Интересный объект нематериального культурного наследия существует на территории Новоспасского района. Это «Предания о разбойнике Марке и Марковой горе». Как известно, в Ульяновской области вплоть до настоящего времени бытуют предания о разбойниках и об отдельных местах, которые народная память связала с ним. Героями таких преданий становятся, как правило, те, кого можно назвать местными Робин Гудами, т. е. защитниками и помощниками обездоленных, восстанавливающие порою жестокими методами попранную справедливость. Одним из них является разбойник Марк, чьё имя носит небольшой холм (Маркина гора), в пещерах которого он укрывался со своими людьми. Она расположена недалеко от сёл Маловка, Садовое и р. п. Новоспасское Новоспасского района. Цикл таких преданий и особенности их бытования сегодня стали основой для создания описания этого объекта нематериального культурного наследия.

Вид с Маркиной горы на р.п. Новоспасское. Фото М.Г. Матлина

Пещеры на Маркиной горе. Фото М.Г. Матлина

Интересным и важным для Ульяновской области, некогда обладавшей очень богатой и развитой народной хоровой традицией, является такой объект нематериального культурного наследия, как «Певческая традиция села Норовка Цильнинского района Ульяновской области». Село Норовка Цильнинского района характеризуется богатством и разнообразием народно-песенных традиций, хранителем и выразителем которых вот уже более 10 лет является фольклорно-этнографический ансамбль «Норовские певуньи». Коллектив отличается хорошей спетостью, прекрасными голосовыми данными исполнительниц. Основную часть песен из своего репертуара певуньи исполняют без музыкального сопровождения. Норовские песни обладают самобытным колоритом, присущим многим районам Средневолжского песенного стиля. Песни из репертуара коллектива имеют развитую многоголосную фактуру, в основном преобладает двух- и трёхголосное исполнение. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Особенностью певческой традиции села является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности.

Фольклорно-этнографический ансамбль «Норовские певуньи» (рук. Н.И. Баутина, крайняя справа). Фото М.Г. Матлина

Большой интерес представляет объект нематериального культурного наследия «Традиция валяние валенок в с. Старые Маклауши Майнского района Ульяновской области». Эта традиция существовала в селе вплоть до 2010-х годов. Само же село более ста лет было одним из центров валяльного промысла региона. В XIX и XX веках этот промысел был отхожим: осенью валяльщики покидали дом и в течение 1,5–2 месяцев работали в сёлах, в основном Оренбургской области. Одной из особенностей этого промысла, как и многих других отхожих промыслов, был специальный язык, называвшийся ивановским, на котором между собой разговаривали валяльщики.

Не менее интересны и оригинальны такие объекты нематериального культурного наследия, как «Весенний обряд Семик в селах Кузоватовского района Ульяновской области», «Свадебный обряд села Акшуат Барышского района Ульяновской области», «Пасхальная традиция Карсунского района Ульяновской области», «Традиция Пасхальной игры в орла в Ульяновском Присурье» и многие другие. Более подробно читатели могут познакомиться с ними на соответствующей странице официального сайта ОГБУК «Центр народной культуры» (ссылка была дана выше).

 

М.Г. Матлин, доктор филологических наук, научный сотрудник Центра развития и сохранения фольклора – филиала Центра народной культуры, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова

Мономах

Последние новости

Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области продолжает проводить  профилактические визиты в медицинских организациях

В целях профилактики возможных нарушений при осуществлении медицинской деятельности и повышения информированности в области санитарного законодательства,

В перинатальном центре «Мама» с начала этого года родились более 2,5 тысячи малышей

19 декабря для беременных женщин была организована экскурсия по перинатальному центру Ульяновской областной детской клинической больницы имени Ю.Ф.

Засвияжская прокуратура «выбила» для инвалида два жизненно необходимых лекарства

Прокуратура Засвияжского района Ульяновска провела проверку по обращению пожилого местного жителя с ограниченными возможностями.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Ярославле

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *