«Трудовой народ, строй воздушный флот!» Как поднимала крылья ульяновская авиация
Сегодня исполняется ровно сто лет гражданской авиации России. И важнейшую роль в ее становлении и развитии сыграл Ульяновск.
Сегодня исполняется ровно сто лет гражданской авиации России. И важнейшую роль в ее становлении и развитии сыграл Ульяновск.
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день считается датой рождения отечественной гражданской авиации.
8 марта 1923 г. в СССР создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Своими силами и средствами трудящиеся должны были помочь советскому правительству создать мощный воздушный флот. Главный лозунг ОДВФ призывал: «Трудовой народ, строй воздушный флот!» На местах появились отделения и первичные ячейки друзей воздушного флота.
14 июля 1923-го в Симбирске было организовано губернское отделение ОДВФ. Создавались уездные отделения и первичные ячейки на предприятиях, в организациях, учебных заведениях.
Началось повальное увлечение авиацией. В клубах, библиотеках, школах, сельсоветах, избах-читальнях оборудовались авиауголки, проводились авиамитинги, авиавечера и авиаигры, совершались экскурсии на аэродромы и летные площадки к прилетающим самолетам.
В первых рядах ОДВФ действовали комсомольцы с лозунгом «Молодая гвардия, седлай воздушных коней!» Модель аэроплана должна была стать любимой игрушкой пионеров.
Для ликвидации авианеграмотности студенты симбирского рабфака на летних каникулах отправлялись на агитповозках по уездам для проведения разъяснительной работы среди крестьян, чтения лекций по истории воздухоплавания, о применении авиации в народном хозяйстве.
Единовременные пожертвования и отчисления в пользу воздушного флота делали рабочие, колхозники, члены профсоюзов, комсомольцы, пионеры. Местные газеты «Пролетарский путь» и «Красная жатва» регулярно публиковали «Вызовы» членов ОДВФ о переводе денежных средств на воздухофлот.
В октябре 1923 года при Симбирском городском ОДВФ организована первая планерная секция во главе с военным летчиком Даниловым. Через месяц в секции собрали первый планер и провели его испытания.
Авиационная тема стала популярной в литературе. Героем одного из стихотворений симбирского писателя Николая Нилли (Ильина) стал собирательный образ красного авиатора Ивана Петрова.
В моду вошли авиачастушки:
Я с миленочком гуляла
Карамзинским садом.
От него я там узнала,
Что мне делать надо.
Запишусь теперь в друзья
Красных самолетов.
Совершу за лето я
Несколько полетов.
Привинчу пропеллер к стулу
И поставлю на бульвар.
Полечу я в город Тулу,
Там куплю я самовар.
У миленочка есть план –
завести аэроплан.
В самолете полетим -
всю деревню удивим!
В июне 1923-го в Симбирске было открыто представительство «ДОБРОЛЕТ» - первого в РСФСР акционерного авиатранспортного предприятия для перевозки пассажиров. Пилоты вошли в профессиональный союз транспортных рабочих. Согласно коллективному договору, «ДОБРОЛЕТ» обеспечивал «летчиков, бортмехаников и других лиц, обязанных подниматься в воздух» летней и зимней спецодеждой.
Время от времени на родину Ильича с агитационными авиаоблетами прилетали самолеты «ДОБРОЛЕТА». 2 июня 1924 года в Ульяновске приземлился гидросамолет «Юнкерс». За неделю около 300 ульяновцев прошли новый обряд «воздушного крещения», впервые совершив полеты над городом. 2 августа в Ульяновск прилетел уполномоченный правления «ДОБРОЛЕТ», видный ученый в области авиации, один из первых популяризаторов воздухоплавания в России профессор Николай Алексеевич Рынин с лекцией. В 1888-1896 гг. он учился в Симбирской классической гимназии.
Летом 1924-го в Ульяновске впервые организовали праздник воздухофлота. В городском саду им. Свердлова с 8 часов вечера 5 августа до 7 часов утра 6 августа прошли народные гуляния, выступления драматических и музыкальных артистов, цирковой труппы. Работал тир, буфеты. Распространялись книги, журналы, плакаты издательства ОДВФ, значки. Состоялся розыгрыш лотереи в пользу ОДВФ. Все собранные средства направили на постройку самолета «Земляк Ильича».
В начале 1925 года в Ульяновской губернии насчитывалось 14 тысяч членов ОДВФ.
Весной 1925-го в Ульяновске состоялся первый выпуск 32 слушателей авиакурсов. Для агитоблетов были закуплены два самолета: «Земляк Ильича» и гидросамолет «Активист». За ульяновскими самолетами закрепили летчика 1-го класса М. И. Гаркави и старшего механика С. Ф. Вражнова. Михаил Ильич Гаркави родился в 1896 году в Казани, до революции учился в Московском техническом институте, прошел теоретические курсы авиации профессора Жуковского и Петроградскую летную школу. В 1922-м демобилизовался из армии и перешел сначала в «ДОБРОЛЕТ», затем в ОДВФ СССР, с 1925 – в Авиахиме.
Для дальнейшей работы Губернский совет друзей воздухофлота планировал приобрести третий именной самолет для агитполетов «Конек-Горбунок», организовать центральный клуб-музей воздухоплавания, открыть авиамастерскую, переоборудовать посадочную площадку ульяновского аэродрома, построить летную площадку в Инзе и гидропричалы на Волге.
Так ульяновская гражданская авиация уверенно набирала свою первую высоту…
Галина Валентиновна Романова,
заместитель директора Государственного архива Ульяновской области,
кандидат исторических наук
Последние новости
Вакцинация на дому: забота о здоровье в удобных условиях
Прививка против гриппа для людей с ограниченными возможностями передвижения.
Проблемы с доступом к медикаментам в Ульяновске
Пенсионерка из Заволжского района испытывает трудности с получением необходимых лекарств.
Экономические тенденции в 2024 году
Анализ основных факторов, влияющих на экономику страны.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований