Ульяновские медики рассказывают, как бороться с цифровой зависимостью

О том, по каким признакам можно узнать цифровую зависимость и как с ней бороться, рассказывает детский врач-психиатр Ульяновской областной клинической психиатрической больницы им.

О том, по каким признакам можно узнать цифровую зависимость и как с ней бороться, рассказывает детский врач-психиатр Ульяновской областной клинической психиатрической больницы им. В.А. Копосова Михаил Шевалдов.

Цифровую зависимость можно разделить на несколько составляющих, но в то же время самостоятельных блоков:

— компьютерная (гаджет-зависимость);
— интернет-зависимость;
— игровая зависимость (игромания);
— зависимость от соцсетей.

Компьютерная проявляется в навязчивом желании держать смартфон в руках или сидеть за компьютером. В число признаков также входит: использование гаджета в постели перед сном, сразу после пробуждения, во время приема пищи, посещения туалета. Чувство тревоги и беспокойства без гаджета (если не взяли его с собой, отключили электричество, села зарядка). Желание обладать все более мощным, новым гаджетом, сравнимое с одержимостью. Использование гаджета сверх разрешенной/безопасной нормы (не более 3 часов в день).

Игромания — патологическая тяга к играм, вытеснение реального мира игровым, приобретение псевдомотивации, объясняющей эту тягу. У игромана зависимость вызывает те же чувства и развивается по тому же нейробиологическому механизму, что алко- и наркозависимость. Для этой зависимости характерны: навязчивые мысли об игре во время учебы (работы), общения с друзьями. Сопереживание персонажам игры сильнее, чем реальным людям. Игроману трудно сделать перерыв для приема пищи, физиологических потребностей, домашних дел. Отсюда может следовать неопрятность, проблемы со здоровьем и сном, опоздания на учебу (работу), снижение работоспособности. Если сам игровой процесс перестает приносить удовольствие, игроман пытается разнообразить его: покупает новые игры, использует «донат» (покупка виртуальных вещей за реальные деньги), стремится обязательно участвовать в акциях, эвентах, сезонах, проводимых внутри игры. В крайней патологической стадии может отмечаться смешение игровой и настоящей реальностей, вытеснение последней, отдаление от друзей, семьи, выпадение из времени событий, уход «с головой» в игру. Данное состояние угрожает жизни и требует помощи врача.

Интернет-зависимость проявляется в навязчивом (в т. ч. бессмысленном) обновлении страницы сайта и ленты в соцсети. Такому человеку не важна конкретная цель и получаемая информация, подобными действиями он пытается остаться внутри удобной для него среды, растягивает время, чтобы подольше не обращать внимание на окружающую действительность. «Зависание» на сайте и чтение его разделов, старых страниц, переход по ссылкам без явной причины — один из примеров такой зависимости. Отключение или недоступность Интернета вызывает у зависимого сильное чувство паники, растерянности, которые могут завершаться агрессией, истериками, попытками во что бы то ни стало подключиться к сети.

Комбинированной зависимостью может быть проверка оповещений и уведомлений, почты, сообщений на устройстве с Интернетом, посещение браузерных сайтов с играми сверх нормы, частое посещение порнографических сайтов. С развитием и усовершенствованием алгоритмов социальных сетей человеку становится все труднее держаться от них в стороне. Над приложениями и сайтами социальных сетей работают команды специалистов: исследователи, нейропсихологи, маркетологи, программисты, целью которых является как можно дольше задержать пользователя в приложении, вынудить его на ту или иную активность, подобрать контент по его личным интересам, заставить взаимодействовать с контентом и создавать его.

Вред и последствия этой зависимости могут выходить далеко за пределы Интернета и распространяться среди сотен и тысяч людей (через репосты, сообщения, публикации в группах). Для такого вида зависимости характерны:
— просмотр соцсетей сверх нормы (три часа в день),
— посещение/просмотр соцсетей во время живого общения, приема пищи, посещения туалета, вождения, выполнения ответственной работы, навязчивая проверка уведомлений и сообщений, навязчивое обновление ленты и страницы;
— желание получать одобрение (зависимость от «лайков» и комментариев, в том числе их подсчет);
— контроль числа подписчиков, который объясняется несформированностью личности, низкой самооценкой, тревожностью и обсессивно-компульсивным синдромом;
— создание бессмысленного контента (кривляние, опасный, агрессивный контент, комментирование ради факта комментирования), лишь бы это увидели в ленте и отреагировали (негатив — тоже ожидаемая реакция);
— кибербуллинг и троллинг (замена реальным эмоциям, боязнь реального конфликта);
— представление всех сторон своей личной жизни напоказ. Зависть к другим и снижение своей самооценки из-за постов и публикаций других людей.
В этом типе зависимости выделяют феномен развития субъективного взгляда на личность: за счет того, что пользователи на своих страницах освещают только часть тех событий, что с ними происходят (от нейтральных до ярко-положительных по эмоциональной шкале), создается ложный образ успешного, всезнающего, богатого или талантливого человека. Этот предлагаемый образ способен вызвать снижение настроения, тревожность и неудовлетворенность своей жизнью у мнительных и эмоционально неустойчивых личностей, погрузить их во фрустрацию (переживание своей несостоятельности). Таким образом, у детей может сложиться неправильное восприятие картины окружающего мира, человеческих взаимоотношений, моральных ориентиров.

Для всех цифровых зависимостей характерно:

• значительное улучшение настроения от использования компьютера, смартфона, игровой приставки;
• нежелание оторваться от использования или игры на компьютере, смартфоне и т.д. Если человека отрывают от гаджета, то он испытывает раздражение, проявляет некоторую агрессию;
• неспособность спланировать время окончания/перерыва игры на гаджете для иных дел;
• пренебрежение домашними делами в пользу гаджета;
• пренебрежение личной гигиеной, приемом пищи и сном в пользу гаджета;
• при общении с окружающими сведение любого разговора к цифровой тематике;
• отвлечение на гаджет во время беседы, еды, уроков, работы, важных дел, вождения;
• отказ от общения с друзьями, навязчивое влечение к играм, приложениям, Интернету;
• патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей.

Фото www.kp.ru

Последние новости

В Центре открытого образования УлГПУ в Эфиопии провели мероприятие ко Дню русского языка

 В Центре открытого образования УлГПУ в Эфиопии провели мероприятие ко Дню русского языка   В игре было шесть категорий, в которых участники могли продемонстрировать свои знания как в области русского языка,

Семь студентов из Ульяновской области стали дипломантами Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал»

Подведены итоги седьмого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *