«Мы знаем, где живут твои дети». Что творится в димитровградской колонии

Тег audio не поддерживается вашим браузером. За событиями в димитровградской колонии № 3 может стоять нечто большее, чем «перегибы на местах».

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

За событиями в димитровградской колонии № 3 может стоять нечто большее, чем «перегибы на местах».

  В ИК-3 Димитровграда избивают осужденных, угрожают им и создают невыносимые условия отбывания наказания - такие сообщения начали появляться в социальных сетях во второй половине ноября. Аналогичные жалобы поступили в аппарат уполномоченного по правам человека, прокуратуру, а также депутату Государственной думы Алексею Куринному. 

Сведения о нарушениях в ИК-3 тем более вызвали такой резонанс, что появились на фоне «саратовского дела». Напомним: по фактам пыток заключенных в Саратовской области в октябре следователи возбудили несколько уголовных дел, а ФСБ и Генпрокуратура объявили серию проверок. Начальник УФСИН Саратовской области ушел в отставку. Вскрывшийся в одном регионе «нарыв» вызвал волну по учреждениям на всей территории России: о пытках, избиениях, угрозах стали сообщать повсеместно, в том числе и в Ульяновской области. 

В минувший вторник по приглашению начальника УФСИН России по Ульяновской области Сергея Балдина наш корреспондент вместе с общественниками, прокурорами и журналистами побывал в димитровградской колонии № 3. Выяснилось, что ситуация конкретно в ИК-3 оказалась намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. А сама история - вовсе не про конфликты в самой колонии.

Предел беспределу

«Мы знаем, где живешь ты и твои дети» - это из писем с угрозами, которые получили несколько офицеров УФСИН России по Ульяновской области. «Мы будем вас резать...» - это уже с видеозаписи, которую показывает «Народной газете» Сергей Балдин. Еще полгода назад он руководил легендарным «Черным дельфином» - исправительной колонией для самых опасных преступников страны - каннибалов, педофилов, маньяков, террористов. Однако повидавшего всякое офицера ситуация в Ульяновской области немало удивила.

- Подрезают машину нашего офицера, выходят и избивают его - происходит и такое, - рассказал он. - Постоянные угрозы сотрудникам УФСИН, причем угрозы «с воли». С ножом напали на нашего младшего инспектора, когда он гулял с супругой, другому исписали нецензурно автомобиль. В результате сотрудники боятся, а они не должны бояться ничего. Осужденные, со слов представителя УФСИН, оскорбляют и угрожают сотрудников в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей, применяют насилие в отношении сотрудников на территориях исправительных учреждений.

Все это офицер расскажет после нашей экскурсии по колонии. В составе делегации - депутат Госдумы Алексей Куринный и его помощник, представители ОНК, уполномоченный по правам человека Сергей Люльков, первый зампрокурора области Равиль Мяльдзин, а также корреспонденты «Народной», 73Online и DimGrad24. Всех пригласил сам начальник управления - посчитал необходимым ответить на обвинения в нарушении режима максимально открыто.

Применение силы?

...Признаем: основной удар принял на себя Алексей Куринный: осужденные отрядов № 3 и 6 буквально обступили его со всех сторон, наперебой рассказывая ему свои «романы». В двух отрядах говорили точь-в-точь одно и то же: про то, что бьют, угрожают изнасилованием, отказывают в медицинской помощи и в вещевом довольствии, нарушают свободу веро­исповедания. Жалобы, судя по всему, выучили наизусть, изредка запинались, но старшие товарищи подсказывали продолжение фразы. 

Комиссия зафиксировала все, и по каждой жалобе будет проводиться проверка. Сообщения об избиениях означают проверку в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Ни мы, ни кто бы то ни был другой не можем сейчас утверждать, были или нет факты насилия. Тем не менее мы можем констатировать: начальник УФСИН пошел на беспрецедентную открытость, а на избитых не было ни синяка.

  И уполномоченный   по правам человека,   и прокуратура, и ОНК   сошлись во мнении:   порядок наводить   нужно, но законными   методами. Были ли   примененные   методы законными -   покажет дальнейшее   расследование. 

Позиция офицеров УФСИН: угроз насилием осужденным не было (это могут подтвердить записи регистраторов), применение силы было, но санкционированное, в виде загиба руки за спину. Причина в том, что осужденные систематически не соблюдают режим и отказываются выполнять законные требования сотрудников колонии.

В отрядах № 6 и 3 - стойкий запах табака, беспорядок и незаправленные постели. «Пыточная» так не выглядит - так выглядит «малина».

Авгиевы конюшни

История противостояния началась летом: новый начальник УФСИН начал инспектировать вверенное управление и понял, что ситуация в регионе сложная. Сергей Балдин начал принимать меры.

- Из учреждений вывозили КамАЗы запрещенных вещей, которые осужденные прятали ухищренным способом: колюще-режущие инструменты, ножи, лопаты, сотни сотовых телефонов, даже игральные фишки, это значит, что в колонии действует казино, - свой рассказ Сергей Балдин подкрепляет фотографиями с обысков. - В девятой колонии лично выгреб 22 килограмма сигарет из Казахстана без акцизов... Квадрокоптерами забрасывали наркотики, шприцы, в колонии обнаружили самогонный аппарат, стояло 127 литров браги. Причем нашли ароматизаторы: они делали виски, коньяк, ром, текилу. Осужденные ходили по колонии в гражданской одежде, как у вас (показывает на пальто), не пускали сотрудников в отряд, ели что хотели, но не в столовой. Приносили все, естественно, с «воли». Вот причина всего этого шума…

Осужденные ИК-3 - что ясно со всей очевидностью - действовали и действуют не сами по себе. КАМАЗы вещей не берутся из воздуха, как и самогонные аппараты, о которых рассказал начальник управления. Как и «длинные руки» на воле, которых, похоже, хватает, чтобы находить адреса сотрудников, угрожать их семьям, подрезать их автомобили.

Снаружи или внутри

Разгребать авгиевы конюшни досталось новому руководству - и управления, и колонии. Чтобы положить конец нарушениям режима в ИК-3, откомандировали офицеров управления для усиления. Иначе навести порядок не представлялось возможным: ночью в учреждении остается с полдюжины сотрудников без оружия на несколько сотен осужденных.

Поле деятельности УФСИН - включая оперативную работу - ограничено пространством самих учреждений. Однако уровень организованности криминалитета внутри непосредственно коррелирует с тем, что происходит снаружи. 

Наибольшую тревогу вызывает именно непосредственная связь криминалитета внутри колоний и их пособников вне колоний, связь, которая описывается емкой аббревиатурой - ОПГ. И это уже проблема не только учреждений УФСИН, это проблема всего региона. 

В научной литературе феномен российской организованной криминальной субкультуры (т.н. АУЕ*) рассмотрен достаточно подробно, и социальные антропологи сходятся во мнении: неформальная преступная иерархия укрепляется тогда, когда ослабевает иерархия формальная. Власть не терпит вакуума. Похоже, по ряду причин (рассмотрение которых выходит за рамки статьи) в Ульяновской области, Димитровграде, в ИК-3 (но не только там), произошло именно это. В Димитровграде, кстати, высшего должностного лица органа исполнительной власти (мэра) нет до сих пор. 

Впрочем, «группировок в Ульяновской области нет» - это еще в 2018 году сказал один из высокопоставленных бывших руководителей полиции. Ему парировали федеральные СМИ, называющие город «бандитской столицей РФ».

Постскриптум

Сразу после обхода колонии Сергей Балдин проводил личный прием в Димитровграде. На него пришла одна женщина - в колонии сидит ее сын, 2002 года рождения.

...Обеспокоенной маме (с ее собственных слов) сообщили, что ее мальчика избивают сотрудники колонии, вот вскрыл вены. И тишина - ни звонка, ни письма.

Парня мы видели на встрече с делегацией за час до того: в шапке набекрень, улыбающийся. На руках - царапины, которые он нанес себе сам.

Версия записи видеорегистратора: это он сам напал на сотрудника колонии, не получив при этом ни синяка. Загиб руки за спину - добро пожаловать в штрафной изолятор. И прощай, УДО. И вены совсем не порезаны. Только царапины на руках.

«Хулиган он у меня, мой мальчик...» - отреагировала мама. Как и все мамы, любящая сына.

Мальчик в свои девятнадцать судим в третий раз и хорошо знает воровские законы, вот и когда пришло время «расшатывать режим» - подключился. Мама приехала из Ульяновска, всерьез думая, что на нем нет живого места. А он невредимый. 

Впрочем, и режим тоже. На другие вопросы ответит следствие. 

Анатолий МАРИЕНГОФ

Народная газета

Последние новости

Как сохранить кожу после 40 лет? Советы ульяновских косметологов

После 40 лет кожа начинает меняться, теряя эластичность и упругость. Как правильно ухаживать за ней, чтобы сохранить молодость и здоровье?

Алексей Русских встретился с победителями конкурсов Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив

Губернатор Ульяновской области обсудил с участниками встречи, которая состоялась в Доме Правительства 4 февраля, планы реализации проектов.

05 февраля 2025 год: Ирина Колоткова о главном из жизни Общественной палаты Ульяновской области и региона

В Ульяновской области создан Совет многодетных семей при Губернаторе. В первой встрече приняли участие актив семей из Ульяновска, Димитровграда, Новоульяновска, Чердаклинского и Ульяновского районов.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Нижневартовске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *