Заслуженный учитель России Сергей Ставский: «Если мы хотим быть образованными, то должны читать Константина Ушинского»

3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики, классика отечественной педагогики, создателя русской национальной школы, учителя русских учителей,


3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики, классика отечественной педагогики, создателя русской национальной школы, учителя русских учителей, знаменитого писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Неслучайно именно в честь этой личности, а также в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя Указом президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Прославленный педагог из Ульяновска Сергей Ставский пишет сейчас авторский труд об этом великом писателе, который назовет «Мой Ушинский». По случаю 200-летнего юбилея Ушинского Заслуженный учитель России, который на протяжении 20 лет руководил самой известной ульяновской гимназией - № 1, поделился с ulpravda.ru отрывками будущей книги.

 

Заслуженный учитель России Сергей Ставский

 

«На протяжении всей своей педагогической работы я всегда руководствовался жизненным опытом и трудами великого российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского и давно мечтал рассказать о своём отношении к основателю русской педагогики, создателю русской национальной школы. Настало время.

Трудно назвать другого педагога в дореволюционной России, который бы пользовался таким авторитетом, такой любовью детей, родителей и учителей, как Константин Дмитриевич. Это был поистине народный русский педагог в том смысле, в каком мы говорим о Ломоносове, как о народном русском учёном, о Суворове, как о народном русском полководце, о Пушкине, как о народном русском поэте, о Глинке как о народном русском композиторе.

Основательно с биографией К.Д. Ушинского и его произведениями я ознакомился, когда работал доцентом Ульяновского государственного педагогического института имени И.Н. Ульянова и преподавал историю педагогики. Тогда в 90-е годы я изучил все изданные труды Ушинского и написал лекции о его педагогической системе воспитания.

Недавно я с карандашом в руках вновь перечитал все произведения К.Д. Ушинского и хочу заметить, что они произвели на меня ещё большее впечатление, чем 30 лет назад.

Деятельность К.Д. Ушинского проходила в период самых значительных социальных реформ XIX века, в том числе и в народном просвещении. Работая в Гатчинском сиротском институте, он случайно обнаружил целую библиотеку работ по педагогике. Константин Дмитриевич по достоинству оценил это наследие, ставшее для него путеводным ориентиром, а педагогическая работа стала делом всей его жизни.

 

Константин Дмитриевич Ушинский

 

Если весь славянский мир гордится великим педагогом Я.А. Коменским, Англия – Д. Локком, Швейцария - И. Песталоцци, Германия – А. Дистервегом, то Россия славится К.Д. Ушинским - «учителем русских учителей». Беспредельная любовь к родине, к русскому народу, русской культуре, русскому языку - это тот неиссякаемый источник, который постоянно питал ум и сердце выдающегося русского педагога. Константин Дмитриевич разработал стройную педагогическую систему, которая имеет для нас не только историческое значение. Многие его идеи о русской школе, методике преподавания, роли учителе созвучны нашей эпохе и актуальны в наше время.

Всматриваясь в судьбу великого русского педагога невольно думаешь, как же недостаёт нам сегодня именно таких личностей, подвижников народного просвещения!

К.Д. Ушинский считал, что дело воспитания такое важное и такое святое, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины, которое убивает ум не только своей неизвестностью, но и тем бесконечным богатством содержания, которое только чувствуется сердцем и не может быть осознано умом.

Целью воспитания, по Ушинскому, является гармонически развитый человек, который находит самое высокое счастье в служении Родине, который живет интересами своего народа, который добр, благороден, честен, который обретает счастье в труде, в любви к людям. Развитие человека он понимал, как развитие всестороннее - физическое, умственное, нравственное, патриотическое и эстетическое, что соответствует принципу всестороннего развития личности.

Среди всех направлений воспитательной деятельности К.Д. Ушинский отдаёт предпочтение религиозному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Он был глубоко верующим человеком, поэтому все его педагогические произведения были пронизаны искренней верой. Дело народного воспитания, как советовал великий наставник, должно быть освещено церковью, а школа должна быть преддверием церкви. Свою школу Ушинский не представлял отделённой от Церкви. Педагогика, по его мнению, в своих основах должна иметь религиозное обоснование. Христианство указывает высокую цель воспитанию, истины которого должны быть положены в основу воспитания. Он подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и воспитания. Ушинский говорил о религии как об одном из составляющих элементах воспитания, без которого невозможно полноценное формирование личности.


Неслучайно Ушинского называли православным мыслителем, но в советский период, когда в школах господствовало атеистическое воспитание, в учебниках по истории педагогики вообще не упоминались религиозные взгляды учёного. Не отражена позиция Ушинского на вопросы религиозного воспитания детей и в современной педагогической науке.
 

А жизнь свидетельствует, что необходимо с раннего возраста прививать детям любовь к православной культуре. И упор должен делаться на формирование у них мировоззрения согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе нашей православной традиции, которой в настоящее время, по мнению экспертов, придерживается более 60 процентов взрослого населения России. Основной средой, в которой закладываются основы мировоззрения детей, является школа. Поэтому вопросы религиозного воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, должны быть рассмотрены на государственном уровне.

Патриотическое воспитание детей или воспитание в духе отечественности, как считает Ушинский, означает воспитание правильного взгляда на отношение ребёнка к родной земле, к родному народу, так, чтобы он рано привык чувствовать себя гражданином своего Отечества, видел в себе единицу великого целого, которое называется народом. Привязанность к родине есть чувство естественное, прирождённое человеку, нужно только дать этому чувству разумное направление и серьёзное содержание.

Будучи глубоко русским человеком, Ушинский, изучив во время командировок опыт школьного образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии, сделал вывод, что в западных теориях много верных выводов и фактов, но ещё больше ни на чём не основанной фантазии, головоломных мостов через неизведанные пропасти образования, и ещё больше ложных и вредных советов. Поэтому он считал, что ни одну из самых интересных систем и научно обоснованных теорий нельзя перенести с Запада на русскую почву. Нельзя открывать чужим ключом свою дверь.

«Те, которые хотят всё переделать у нас по общественной форме Запада, - хотят разрушить самостоятельность русской жизни, уничтожить нас как народ, отняв у нас наш отличительный тип, вырвать идею из нашей жизни, разрушив великую цель в истории», - говорил К.Д. Ушинский. - Эти слова актуальны и сегодня. Нам давно пора понять, что Россия, не только в вопросах воспитания и образования, должна идти собственным путём и не скатываться к американскому, китайскому или какому-то другому образу жизни.

К.Д. Ушинский был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы. Он говорил, что педагогика находится не только у нас, но и везде, в полном младенчестве и далеко ещё не достигла своего совершенства. По его мнению, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и другие науки.

В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский синтезировал научные знания о развитии человека и, исходя из них, разработал цель, задачи, принципы воспитания и заложил прочные основы подлинно научной педагогической теории. Истинная наука педагогика, как считал он, может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта. И в этом он был до конца последователен и необычайно современен.

Одним из самых острых и спорных вопросов являлся вопрос о содержании школьного образования, так как, по выражению Ушинского, педагогика мало заботилась о том, чему и как учить детей. «Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым человек не знает, что потом делать, тогда как в то же самое время самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать...».

Кстати, вопрос о содержании образования является актуальной проблемой и в современности. Про содержание курса образовательных программ Ушинский писал: «…давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших школах и наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что держится только на рутине, и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым…».

При отборе содержания школьных дисциплин необходимо руководствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют «не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Знания, сообщаемые науками, должны выстроиться в «светлый и обширный взгляд на мир», а каждый ученик в соответствии со своим возрастом - иметь «округленное миросозерцание». Особую роль в этом процессе выполняют науки гуманитарные, которые помогают ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, также предметов, раскрывающих человека и природу: географию, естественные науки, математику.

Но, к сожалению, научно обоснованные подходы К.Д. Ушинского к проблеме выявления специфических задач, содержания, методов воспитания в учебной деятельности не получают должного развития в наше время.

Основную ведущую роль в школе К.Д. Ушинский отводил учителю-воспитателю. Только личность способна воспитать личность, так говорил он, ибо «в воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Никакие уставы и программы, согласно Ушинскому, не могут заменить личности в деле воспитания. Учитель, по мнению Ушинского, должен быть высоконравственным и знать особенности учащихся во всех обстоятельствах. Задача учителя - не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, пробуждать умственные способности детей. Учитель должен иметь твёрдые убеждения, глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладевать практическим искусством преподавания; любить своё дело и беззаветно ему служить.

Ушинский много думал и писал о том, как нужно готовить для русской школы такого учителя, от которого будет зависеть успех народного воспитания. Но, как свидетельствуют современные исследования, молодые педагоги имеют слабое представление о трудах великого педагога и редко используют педагогическое наследие К.Д. Ушинского, его педагогические советы.

Для зарождавшейся народной школы в 60-е годы XIX века нужны были новые учебники и методические пособия. И тогда первым оригинальным, методически правильным, воспитательным и обучающим пособием в России стала книга К.Д. Ушинского «Детский мир», издание которой принесло ему всероссийскую славу. Эта книга пользовалась громадной популярностью и переиздавалась 146 раз. Через год вышла в свет новая книга-пособие Ушинского для начальной школы «Родное слово». Книга состояла из трёх частей: азбука, тексты для чтения для детей и руководство для учителей и родителей. Она была прекрасно написана и составлена, включала в себя сказки, пословицы, рассказы, некоторые из них и сегодня включены в современные учебники по литературному чтению в начальной школе. Это бестселлер среди учебников, выдержавший 164 издания до 1917 года.

 

 

«Детский мир» и «Родное слово» пополнили классику русской литературы. На протяжении 50 лет несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Через произведения художественной литературы дети овладевали русским языком, знакомились с родной природой, обычаями, укладом жизни, учились преодолевать трудности. В настоящее время эти книги должны быть настольными книгами как учебно-методические пособия для каждого учителя начальных классов.

Даже если бы К.Д. Ушинский ничего больше не написал, кроме «Родного слова» и «Детского мира», то и тогда имя его было бы увековечено в истории русской педагогики.

В истории русского просвещения Ушинскому принадлежит почетнейшее место. Один из наиболее одаренных, образованных и передовых людей своего времени, основоположник науки о воспитании, смелый преобразователь школы, он отдал всю свою жизнь жертвенному служению делу народного образования. Великий русский педагог был героем и подвижником своего высокого призвания. За это и воздаётся ему ныне всенародная дань признательности и почитания.

За свою короткую жизнь К.Д. Ушинский сделал очень много. Главное, он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Его дивный гений мог бы ещё многое сделать для педагогической науки и для русской культуры Он поставил теоретически и практически разработал проблему начального обучения народа. Учителю рождающейся новой школы он показал, как нужно учить и развивать ребёнка, а ребенку впервые дал почувствовать радость учения».

 

Сергей Александрович Ставский, Заслуженный учитель России

 

 

Андрей Корчагин

Последние новости

Ульяновская область усиливает контроль за качеством продуктов питания

Федеральная служба по надзору за защитой прав потребителей усиливает меры по контролю за безопасностью продуктов в регионе.

Синоптики прогнозируют похолодание в Ульяновской области

На ближайшие дни ожидается снижение температур и осадки.

Повышение квалификации судей в Ульяновске

Судьи Ульяновского областного суда прошли обучение с использованием дистанционных технологий.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Королёве, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *