05.03.2023

Учитель-фронтовик, учитель-новатор. За что земляки любят и помнят Рема Кузнецова

Тема войны всегда актуальна, а людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.


Тема войны всегда актуальна, а  людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и  меньше, а  их воспоминания чаще всего не записаны. И  как важно, общаясь, беседуя с  их родственниками, современниками, по  крупицам воспоминаний собирать важный и  значимый для  патриотического воспитания материал.

Тема человека, не сломленного войной, сумевшего найти себя в  послевоенные годы, ставшего примером для  многих мальчишек и  девчонок, воспитавшего прекрасных специалистов, учителя – новатора своего времени, эта тема всегда будет актуальной в  плане воспитания подрастающего поколения.

Рем Иванович Кузнецов – это человек, который любил детей, свой предмет и  очень хотел привить эту любовь своим воспитанникам. Человек, внесший огромный вклад в  развитие школьного образования в  нашем селе. Когда его не стало в  школе, никто так и  не смог восполнить появившуюся внезапно пустоту… То, что он делал, оказалось просто неповторимым… Он не успел воспитать своего последователя. Не думал, что так быстро для  него закончится работа в  школе и  сама жизнь…

Меня заинтересовала судьба этого необычного человека, и  я вдруг поняла, что хочу о  нем узнать больше.

30 лет работы в  школе

Первое, что я  сделала – я  узнала номер телефона дочери Рема Ивановича и  встретилась с  ней, Ольгой Ремовной Портновой. Ее радости не было предела, ей было приятно, что ее отца помнят и  чтят…

Второе – я  изучила все имеющиеся документы о  Р. И. Кузнецове в  школьном музее, поработала с  архивом школьной и  сельской библиотек с. Тетюшское Ульяновской области, провела интервью с  бывшими коллегами и  учениками Рема Ивановича.

– Мой отец, Кузнецов Рем Иванович, родился 3 февраля 1926 года в  городе Петровске Саратовской области. В  1955  году, окончив Ульяновский педагогический институт, папа был направлен в  Тетюшское учителем физики и  астрономии. Я  была единственным ребенком в  семье, он меня очень любил, но никогда не баловал. Он был у  меня не только учителем, но и  классным руководителем в  9-10-х классах. На  уроках ко мне был строг, но справедлив. Домой он с  работы возвращался очень поздно: уроки, политзанятия, педсоветы, родительские собрания, любимая внеурочная работа – радиокружок. А  иногда и  вечером уходил на  занятия: он преподавал астрономию и  частенько вечерами с  детьми наблюдал за звездами…

Отец проработал в  Тетюшской школе с  1955 по  1986 годы, выпустил огромное количество мальчишек и  девчонок; многие парни успешно сдавали физику в  высшие учебные заведения и  поступали на  технические специальности.

Позывные UК 4 LAT

В  нашей школе он создал коротковолновую радиостанцию, и  это было таким новшеством в  то время! Радиостанции не было ни в  одной окрестной школе. Да что там говорить – не каждая городская гимназия могла похвастаться таким кружком! Наши позывные – UК 4 LAT – знали более чем в  80 странах мира. На  стене в  радиорубке висела большая карта; маленькими красными флажками там были отмечены города мира, с  которыми тетюшские мальчишки и  девчонки под  руководством Рема Ивановича установили радиосвязь. Это сейчас, в  эпоху интернета, кажется – ну и  что тут необычного? А  тогда это было событие огромного значения. Наше маленькое село выходило на  связь с  Европой, Америкой, Австралией! Всего было установлено около 3000 интереснейших радиосвязей: со всеми 10 радиорайонами Советского Союза, со всеми социалистическими и  многими капиталистическими странами. В  честь 110-летия со дня рождения В. И. Ленина была установлена радиосвязь с  городами СССР и  странами, связанными с  его именем (около 500 радиосвязей).

Что и  говорить, интерес к  радиокружку был огромный. Желающих попасть туда было хоть отбавляй! Но для  этого нужно было хорошо учить физику, это было непременным условием.

А  школьное радиo? Никогда не забыть выпускникам школы, как однажды утром в  далеком 1977 году по  маленьким радиоприемникам, висящим на  стене над  дверью, раздались позывные, и  по классам разнесся спокойный глубокий голос Рема Ивановича: «Внимание! Внимание! Говорит школьный радиоузел. Прослушайте объявления». И  в какой сельской школе еще было такое?

Это определенно было новаторством. И  еще: очень важно, что Рем Иванович работал с  подростками и  юношами старших классов. Эти занятия уводили мальчишек с  улицы, они были заняты делом, новым и  необычным, заинтересованы. И  им уже было не до  разных проделок и  глупостей.

В  1979 году радиостанции была присвоена вторая категория. Выполнены условия многих радиодипломов. Многие бывшие учащиеся, члены радиокружка, операторы связали свою жизнь с  радиотехникой, с  радиоделом.

Большие надежды потеснила война

Очень много было у  Рема Ивановича планов на  будущее: cоздать при школе радиоклуб с  секциями, улучшить качество радиоаппаратуры и  антенного хозяйства, расширить диапазоны рабочих частот, установить радиосвязь со всеми континентами.

И  все это происходило в  то время, когда во многих населенных пунктах практически еще отсутствовали современные средства связи… Очень жаль, что всем этим планам не дано было осуществиться.

Откуда же у  Рема Ивановича появилось так много интересных идей? Что двигало им? Откуда это желание объединить людей? Где кроются секреты его замыслов?

Ответы на  многие вопросы я  узнавала, беседуя с  людьми, которые имели счастье в  свое время общаться с  ним, учиться у  него…

Его детство, как и  детство многих мальчишек и  девчонок того времени, было наполнено большими надеждами, но не все задуманное исполнилось.

Началась Великая Отечественная война… Он мечтал попасть на  фронт и  сражаться с  ненавистным врагом… Постоянно, раз за разом, он подавал заявление в  военкомат с  просьбой отправить его на  фронт. В  1943  году все же добился своего – семнадцатилетним пареньком ушел добровольцем в  армию. Сначала попал в  авиационное училище, потом в  группу курсантов, которые направлялись на  Черноморский флот, в  военно-балтийскую базу. Во время поездки к  месту учебы Рем Иванович видел разрушенный Сталинград; он проехал всю Украину и  всюду видел зверства фашистов. Рем Иванович проходил военную подготовку сначала в  городе Кутаиси в  училище связи, эвакуированном из  Севастополя, затем в  городе Николаеве. В  училище обучался год, потом служил радистом на  боевом судне «Морской охотник» в  морпогранохране на  границе с  Турцией. Именно здесь он выучил и  полюбил навсегда азбуку Морзе.

Служба легкой не бывает, а  уж если на  войне – тем более. Что только не приходилось делать: разминировать морские мины, готовить учебные десанты, держать постоянную связь с  эскадрами. Спать приходилось очень мало, были и  бессонные ночи. Но никто не роптал, а  все лишь мечтали, мечтали о  Победе. И  приближали ее, как могли…

Самым радостным и  счастливым в  жизни днем был День Победы. Слезы радости были на  глазах не только у  женщин, но и  убеленных сединой солдат и  офицеров. Демобилизовался из  армии лишь в  1950 году. Поступил в  пединститут, а  после его окончания пришел работать учителем в  простую сельскую школу…

Из  воспоминаний бывших учеников

Алексей Павлинов, выпускник 1973 года:

«Рем Иванович был замечательным учителем физики, у  него был высокий авторитет не только среди учеников, коллег школы, но и  в районном отделе образования и  даже в  области. Я  несколько раз был призером районных олимпиад по  физике. Он с  ходу мог найти решение любой задачи по  физике, что не под  силу было другим учителям».

Наталья Геннадьевна Ефимова, выпускница 1973 года:

«Рем Иванович – это замечательный человек, грамотный, любящий свое дело. Он вовлекал в  процесс урока буквально всех учеников в  классе. Каждое утро в  школе начиналось с  передач по  школьному радио: это были школьные новости, объявления, очень важные и  значимые сообщения. Все световые оформления актового зала и  школы к  различным мероприятиям проходило под  его руководством. Мне очень запомнилось, как накануне очередного съезда партии на  здании школы появились световая установка «Слава КПСС!» и  красная звезда. Это было видно далеко за пределами школы, многие односельчане ходили и  любовались этим творением».

Валентина Петровна Москалева, ученица и  коллега:

«Очень запомнились лабораторные работы по  физике, различные опыты с  физическими приборами. Вспоминаю, как с  Ремом Ивановичем мы на  летних каникулах, после окончания 9-го класса, плавали по  Волге на  теплоходе 
«И. П. Крылов» от  Ульяновска до  Москвы и  обратно. Деньги на  поездку мы заработали сами.

Окончив Ульяновский педагогический институт, я  пришла работать в  родную школу, и  теперь мы с  Ремом Ивановичем общались, как коллеги. Я  тоже стала учителем физики! Он очень хорошо разбирался в  технике и  всегда старался мне помочь, готовил для  моих уроков демонстрационный материал».

Ольга Петровна Прокуророва, ученица, коллега:

«Рем Иванович учил меня физике и  астрономии. Это был изумительный учитель. Объяснял он очень просто. Урок проходил быстро, казалось, что прошло всего несколько минут. Особенно было интересно на  уроках астрономии. Рем Иванович рассказывал о  звездах и  планетах с  таким восторгом, что мы слушали его рассказ, как сказку. Но интереснее всего было на  вечерних занятиях: он показывал нам звезды и  рассказывал о  них, учил нас находить их на  небе, говорил нам, как они называются».

Рем Иванович Кузнецов был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу в  ВОВ», медалью «Ветеран труда» и  другими наградами. За свою профессиональную деятельность был награжден Почетной грамотой Министерства образования РСФСР.

Воспоминания и  документальные материалы, которыми я  поделились с  вами – это ничтожно малая часть того, что еще можно рассказать об  этом замечательном человеке. В  заключение хочется сказать следующее: в  его жизни не все было просто и  не все проходило гладко. Но, несмотря ни на  что, он сумел остаться Человеком с  большой буквы. Жаль только, что величину человеческой личности мы начинаем понимать только после ее ухода…

Ольга Ивановна Кирсанова – учитель истории и  обществознания Тетюшской средней школы

Родина Ильича

Последние новости

Русских устроил посадки в Барышском районе

Опубликован отчет о ходе поездки губернатора в западную часть Ульяновской области 30 апреля губернатор Ульяновской области Алексей Русских сообщил в своих соцсетях: «Коротко по итогам рабочей поездки в Барышский район.

Да будет свет. Что ульяновцы делают в ЛНР и ДНР

На освобожденных территориях ДНР и ЛНР продолжаются работы по ремонту энергетического хозяйства, и уже есть первые результаты.

Роспотребнадзор открыл горячую линию по профилактике клещевого энцефалита

Роспотребнадзор запустил горячую линию по профилактике клещевого энцефалита.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *