Разговоры о важном. Куда учитель ведет учеников

Почти три десятилетия назад Александр Орлов впервые вошел в класс как учитель истории - с тех пор изменилось многое, если не почти все: учебники, государственная политика, технологии и задачи,

Почти три десятилетия назад Александр Орлов впервые вошел  в класс как учитель истории - с тех пор изменилось многое, если не почти все: учебники, государственная политика, технологии  и задачи, которые ставят перед педагогами…  Не изменилось главное - суть исторической науки, которую  и нужно передать детям. 

В преддверии Дня учителя Александр Михайлович рассказал «Народной газете» о том, как учить детей, в том числе и в Ульяновской области, истории в 2023 году, как воспитать в них гражданскую позицию и о том, что в профессии педагога-историка не поменяется никогда.

- Александр Михайлович, вводный вопрос: как и почему вы стали педагогом, учителем истории?

- Я родился и вырос в педагогической семье: мама - учительница начальных классов, папа - историк - вполне логично, что я выбрал этот путь. Сказалось и влияние родителей, и собственный интерес к истории.

- За последние сорок лет историческая наука, наверное, переживала такие трансформации, как никакая другая. В 1990-е историю учили иначе, чем в СССР, а в 2000-е иначе, чем в 1990-е. Сейчас подходы снова сменились. Насколько сложно было каждый раз адаптироваться?

- Да, я застал все эти периоды: сам учился в школе до 1990-го, на историческом факультете учился с 1990 по 1995 год, работал в 2000-х. Но если говорить о трансформациях исторической науки, не нужно забывать, что сущность истории как науки не меняется. Разумеется, в связи с общественно-политическими событиями возникают определенные вопросы, но это происходило раньше и будет происходить в будущем. Профессиональный историк, увлеченный историк все равно сохранит понимание объективной сущности истории. Он передаст это увлечение детям. Объяснит ученикам, где подлинная историческая реальность, а где то, что сейчас называют фейками, ложная и тенденциозная информация. Если ребята в конце обучения будут иметь живой интерес к истории и понимание сущности истории как науки, это и есть хороший результат.

2019 год. Александр Орлов принял участие  в реконструкции одного из эпизодов обороны  Брестской крепости.

- А как вы сами определяете сущность истории как науки?

- Это очень сложный вопрос! Он связан с такими категориями, как общественный прогресс, с определением места России в историческом процессе в прошлом, настоящем и будущем. Я бы сказал, что сущность истории - это уметь разбираться в закономерностях. Это непросто, но когда у учителя получается и он может передать такое умение ученикам, это замечательный результат. Это приходит с опытом педагогической работы, молодому специалисту непросто. 

- Помогать ему должен учебник, но на протяжении десятилетий в России выпускалось столько учебников с нередко просто ложной информацией, что учебник мог попросту мешать, а не помогать…

- Учитель истории должен пользоваться не только учебником, но и классической историографией, отталкиваться от нее. Учебник - это, разумеется, база, особенно для молодого педагога, но в нем действительно было много погрешностей. Особенно в 1990-е. В те годы какой только литературы, школьной и околошкольной, не было! Огромное количество не только «чернушной», но и откровенно псевдоисторической, заказной, написанной в соответствии с зарубежными деструктивными программами вроде фонда Сороса… Еще раз хочу подчеркнуть: я благодарен своим преподавателям, которые научили отделять зерна от плевел.

- В этом году учителя истории всей России наконец-то начали работать по единому учебнику…

- Его появление напрашивалось, потому что слишком динамичны, драматичны процессы, которые происходят в России и в мире. Поэтому да, появление нового учебного пособия - это серьезный шаг, но, как мне кажется, не последний. Это не предел, уверен, что скоро появится и дополнительная методическая литература, и многое другое.

- Главное, что подчеркивают многие учителя: блоки по истории  XXI века в учебнике соотносятся с соответствующими блоками в ЕГЭ…

- Да, в ЕГЭ вводятся определенные вопросы по новейшей истории, так что будем дожидаться, когда появится утвержденная версия ЕГЭ. То, что в учебнике есть эти блоки, хорошо, ряд заданий будет выполнить легче. Но, как мне кажется, важно, чтобы помимо учебника ребята получали информацию из новостных источников, это обязательное условие. Чтобы события обсуждались в классе, на уроке. Я и многие мои коллеги занимаются этим, на уроках идет полемика. Отрадно, когда причины событий в настоящем ученики могут увидеть в прошлом, когда они обнаруживают закономерности. Тогда получается настоящий честный исторический разговор - и ученики приводят аргументы, и учитель. 

- После появления ЕГЭ учителя говорили, что школьное образование превратилось в «зубрежку к тестам»…

- На эту тему много что говорилось, но если посмотреть на современные КИМы, там не только тестовые задания. Современные задания ЕГЭ требуют от ученика серьезных навыков: умения работать с документами, с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи. Если у ребенка этих навыков нет, он не сможет выполнить задание. Так что не все так плохо! Попробуйте сами открыть демоверсию, ответьте на вопросы, порешайте. Если ученик действительно готовится, он добивается хорошего результата.

- Помимо общественно-политической ситуации меняются и технологии, это тоже усложняет работу учителя. Сочинение уже может написать нейросеть - как преподавать в таких условиях?

- Конечно, появляются новые хитрости, но дети есть дети. Если за время работы с учеником сложился нормальный, рабочий диалог, если учитель профессионален, он даже такую ситуацию обыграет на пользу ученику. Объяснит, почему нейросеть написала именно так, а не иначе, почему это неправильно. Это послужит и формированию гражданской позиции ученика. 

- Для формирования гражданской позиции в школах теперь введены «Разговоры о важном» - знаю, вы тоже в них участвуете…

- Да, классные руководители обращают внимание на актуальные вопросы, это что-то вроде классного часа. Нам оказывают методическую помощь, присылают материалы, которые можно использовать. Подобную работу учителя вели всегда. Конечно, время вносит свои коррективы, к воспитательной работе сейчас повышенное внимание, но педагоги и учителя и раньше занимались воспитанием.

- Новые материалы сейчас готовят не только для учителей, но и для учеников - такие сайты, как сайт Военно-исторического общества, записывают для ребят десятки видеолекций. Стали ли эти материалы вашими партнерами в учебном процессе?

- Да, конечно, сейчас огромное количество полезнейшей информации, для историков это еще и тематические сайты с документами - «Подвиг народа», «Память народа», я неоднократно работал с учениками по этим материалам, и мне всегда было приятно видеть, как дети находят информацию о своих предках. Некоторые приходили и признавались: даже мама и папа не знали этих историй, были трогательные сцены - со слезами рассказывают о прадедах, удивляются…

- Оглядываясь назад: если бы вы сейчас были выпускником, вы бы снова выбрали путь педагога?

- Вопрос риторический! Молодому специалисту в материальном плане достаточно тяжело, нужен интерес к истории, чем-то нужно пожертвовать. Да, бывают примеры, когда человек, совсем немного поработав, уходит из школы навсегда. Я встречал такие ситуации, а бывает и обратное: когда закалка проходит и человек шаг за шагом идет к профессиональному мастерству. Это требует серьезнейших усилий, нужна помощь и старших коллег. Но я бы выбрал этот путь снова.

Андрей ТВОРОГОВ

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм , Одноклассниках , Вконтакте и Дзен .

Народная газета

Последние новости

Карсунская прокуратура защитила права медицинского работника

Прокуратура Карсунского района провела проверку по обращению местной жительницы.

В Ульяновской области проведен капитальный ремонт поликлиники городской больницы № 2

Работы в медицинской организации проведены в 2023-2024 годах по программе модернизации первичного звена нацпроекта «Здравоохранение».

По требованию прокуратуры Барышского района перед ресурсоснабжающими организациями погашены долги за поставку электроэнергии и газа на сумму более 3,2 млн рублей

Прокуратура Барышского района Ульяновской области провела проверку исполнения законодательства в сфере ЖКХ.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде во Владикавказе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *