Легко ли быть дирижером, или Как Дмитрий Кохан слышит зал спиной
Одним из приглашенных гостей фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» стал дирижер Дмитрий Кохан из Ростова-на-Дону.
Одним из приглашенных гостей фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» стал дирижер Дмитрий Кохан из Ростова-на-Дону. Об особенностях профессии, об энергии зала и творческих трудностях музыкант рассказал корреспонденту ulpravda.ru.
Папина мечта
История прихода Дмитрия в музыку достаточно прозаична и созвучна историям тысячи других детей. Дирижер до сих пор помнит первые моменты, ноты, звуки, которые сформировали его как музыканта.
«Ярко запечатлелось в моей памяти одно лето, когда я приехал погостить к бабушке. Было мне восемь лет, и ничто не предвещало никаких перемен в моей жизни. Было немного грустно, потому что скоро за мной должны приехать родители, забрать домой. И вот когда они приехали, запомнились мне уж очень радостные их лица. Помню, как будто вчера, что у отца в руке была флейта. И с такой же радостью родители заявили мне, что я теперь ученик музыкальной школы! И теперь я флейтист», – улыбнулся 47-летний Дмитрий Кохан.
Маленький Дима взял в руки инструмент и стал разглядывать.
«Честно говоря, я попытался изобразить радость. Но не получилось, потому что не понял, как мне к этому относиться. Сказал маме с папой, что очень рад. И с тех пор с инструментом я был связан долгие годы», – уточнил Дмитрий.
– Почему родители сделали именно такой выбор. Они сами увлекались музыкой?
– Родители именно увлекались и не были профессиональными музыкантами. Папа Евгений часто играл на гитаре на семейных праздниках, а мама Светлана была просто меломаном. У нас в доме всегда звучала хорошая музыка. А отец всегда мечтал, чтобы его сын стал музыкантом. Так я папину мечту и осуществил.
______________________________________________________________
Справка:
Дмитрий Кохан – художественный руководитель и главный дирижёр Концертного оркестра духовых инструментов имени В. Еждика. Выпускник Ростовской государственной консерватории имени С. Рахманинова, лауреат открытого Всероссийского конкурса молодых дирижёров в Москве в 2005 году. В октябре 2021 года по инициативе Дмитрия Кохана в Ростове прошёл первый Всероссийский фестиваль духового искусства.
_______________________________________________________________
– Началось все с флейты, но как вы пришли к дирижерству?
– Я до сих пор задаю себе этот вопрос. Наверное, это личная любознательность. Потому что кто-то замыкается на одном виде деятельности, а мне тесновато было быть только флейтистом. И хочется сказать спасибо системе музыкального образования, которая у нас в России существовала и существует. Она дает человеку проявить талант помимо основной специальности. У музыканта-инструменталиста есть возможность получить дополнительную квалификацию.
Мне помимо моей основной специальности – флейтист – предложили стать еще и дирижером. Я от такого предложения не смог отказаться. Сначала я прошел общий курс, а потом специализацию. И так маленькими шажочками шел к профессии.
И еще мне повезло с моими педагогами. Это важно - встретить в нужное время нужного человека. Мне повезло, что мои учителя были настоящими патриотами профессии дирижера.
Наверное, самым значимым человеком, который повлиял на мое дирижерское становление, стал Вадим Вилинов. С 2001 по 2011 годы возглавлял Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика, который сейчас возглавляю я. Вадим Евгеньевич был моим педагогом в консерватории.
Еще один человек, который повлиял на мой путь, – дирижер Ростовского музыкального театра Александр Гончаров. Это великолепный дирижер-практик.
Ну и конечно, нужно вспомнить про педагогов музыкального училища. Игорь Александрович Голубницкий контролировал жизненные ориентиры, помогал справиться со всеми сложностями того возраста.
Работа мечты
– Дмитрий, вы не просто главный дирижер, но еще и художественный руководить. Расскажите, как же складывается ваш рабочий день?
– Часто ловлю себя на мысли, что у меня лучшая работа на свете. Никакая другая работа не способствует, не стимулирует и не требует такого постоянного развития. Потому что дирижер не только творческий человек, но еще и управленец. Нужно очень много времени посветить сотрудничеству с людьми. И для этого нужно обладать большим количеством знаний, быть авторитетом. И для этого нужно трудиться. И этот труд составляет рабочий день дирижера. Это постоянные репетиции, составление программ, общение с другими музыкантами.
– Судя по тому, как вы отрабатываете концерт, наверное, дирижеру важно иметь хорошую физическую подготовку. Вы часто ходите в спортзал?
– Скажу честно, в зал я не хожу. Но за здоровым образом жизни слежу. Вы абсолютно правы, для того чтобы быть дирижером, необходимо хорошо себя чувствовать физически. Эта профессия требует больших физических и умственных сил. Но пока здоровье меня не подводит.
– А руки устают?
– Нет. Когда устают руки, это признак зажатости и мышечного напряжения. Признак того, что что-то делается неправильно. Несмотря на характер исполняемой музыки, исполнительский аппарат должен находиться в состоянии отсутствия напряжения. Иначе длительное произведение не продирижируешь. А если человек длительное время будет чувствовать усталость, то это приведет к профессиональным заболеваниям.
– Вы единственный человек в оркестре, который стоит спиной к зрителям. Как чувствуете энергию зала?
– Очень чувствуешь энергию зала, причем иногда чувствуешь и без аплодисментов. Не знаю, как это объяснить, но такое точно есть. Когда выходишь в зал, видишь определенную мимику. Иногда не успеваешь разглядеть людей. Но всегда есть аплодисменты такие, какие ты ждешь.
– Что самое трудное в вашей профессии?
– Самое трудное – работа с людьми. Все люди разные, и бывает так, что за день ко мне придет человек 20 с какими-нибудь вопросами. Иногда на это не хватает терпения, но это прекрасный стимул себя детализировать.
– А с какими вопросами к вам приходят?
– С любыми. Это творческие вопросы, личные, связанные и со здоровьем и т. д. Конечно, все это имеет отношение к организации процесса оркестра. Так что дирижеру нужно быть немножко психологом.
– Ростовская область находится рядом с территориями, где сейчас неспокойно. Сказалось ли это на публике? Люди ходят на концерты?
– Мной и руководством подмечено, что посещение филармонии за последние два года выросло. Люди стали чаще ходить на наши концерты. Аншлаговые - процентов на 80.
– А что вы слушаете?
– Я люблю рок-музыку. Часто слушаю классику.
Фото: Евгений Головатенко.
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм , Одноклассниках , Вконтакте и Дзен .
Юлия МорозоваПоследние новости
19 декабря 2024 года Арбитражный суд Ульяновской области посетили студенты юридических факультетов
19 декабря в Арбитражном суде Ульяновской области состоялись два судебных процесса, на которых присутствовали студенты двух ведущих вузов региона:
«Подведены итоги конкурса «Мы встречаем Новый Год»
20.12.2024 г. подведены итоги конкурса творческих работ «Мы встречаем Новый Год», организованного Советом судей Ульяновской области.
В Трудовой кодекс внесены изменения, уточняющие правовой статус руководителя организации
Федеральный закон принят Государственной Думой 10 декабря 2024 года и одобрен Советом Федерации 11 декабря 2024 года.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку