Легко ли быть дирижером, или Как Дмитрий Кохан слышит зал спиной

Одним из приглашенных гостей фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» стал дирижер Дмитрий Кохан из Ростова-на-Дону.

Одним из приглашенных гостей фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» стал дирижер Дмитрий Кохан из Ростова-на-Дону. Об особенностях профессии, об энергии зала и творческих трудностях музыкант рассказал корреспонденту ulpravda.ru.

Папина мечта

История прихода Дмитрия в музыку достаточно прозаична и созвучна историям тысячи других детей. Дирижер до сих пор помнит первые моменты, ноты, звуки, которые сформировали его  как музыканта.

«Ярко запечатлелось в моей памяти одно лето, когда я приехал погостить к бабушке. Было мне восемь лет, и ничто не предвещало никаких перемен в моей жизни. Было немного грустно, потому что скоро за мной должны приехать родители, забрать домой. И вот когда они приехали, запомнились мне уж очень радостные их лица. Помню, как будто вчера, что у отца в руке была флейта. И с такой же радостью родители заявили мне, что я теперь ученик музыкальной школы! И теперь я флейтист», – улыбнулся 47-летний Дмитрий Кохан.

Маленький Дима взял в руки инструмент и стал разглядывать.

«Честно говоря, я попытался изобразить радость. Но не получилось, потому что не понял, как мне к этому относиться. Сказал маме с папой, что очень рад. И с тех пор с инструментом я был связан долгие годы», – уточнил Дмитрий.

– Почему родители сделали именно такой выбор. Они сами увлекались музыкой?

– Родители именно увлекались  и не были профессиональными музыкантами. Папа Евгений часто играл на гитаре на семейных праздниках, а мама Светлана была просто меломаном. У нас в доме всегда звучала хорошая музыка. А отец всегда мечтал, чтобы его сын стал музыкантом. Так я папину мечту и осуществил.

______________________________________________________________

Справка:

Дмитрий Кохан  – художественный руководитель и главный дирижёр Концертного оркестра духовых инструментов имени В. Еждика. Выпускник Ростовской государственной консерватории  имени С. Рахманинова, лауреат открытого Всероссийского конкурса молодых дирижёров в Москве в 2005 году. В октябре 2021 года по инициативе Дмитрия Кохана в Ростове прошёл  первый Всероссийский фестиваль духового искусства.

_______________________________________________________________

– Началось все с флейты, но как вы пришли к дирижерству? 

– Я до сих пор задаю себе этот вопрос. Наверное, это личная любознательность. Потому что кто-то замыкается на одном виде деятельности, а мне тесновато было быть только флейтистом. И хочется сказать спасибо системе музыкального образования, которая у нас в России существовала и существует. Она дает человеку проявить талант помимо основной специальности. У музыканта-инструменталиста есть возможность получить дополнительную квалификацию.

Мне помимо моей основной специальности – флейтист –  предложили стать еще и дирижером. Я от такого предложения не смог отказаться. Сначала я прошел общий курс, а потом специализацию. И так маленькими шажочками шел к профессии.

И еще мне повезло с моими педагогами. Это важно - встретить в нужное время нужного человека. Мне повезло, что мои учителя были настоящими патриотами профессии дирижера.

Наверное, самым значимым человеком, который повлиял на мое дирижерское становление, стал Вадим Вилинов. С 2001 по 2011 годы возглавлял Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика, который сейчас возглавляю я. Вадим Евгеньевич был моим педагогом в консерватории.

Еще один человек, который повлиял на мой путь, – дирижер Ростовского музыкального театра Александр Гончаров. Это великолепный дирижер-практик.

Ну и конечно, нужно вспомнить про педагогов музыкального училища. Игорь Александрович Голубницкий контролировал жизненные ориентиры, помогал справиться со всеми сложностями того возраста.

Работа мечты

– Дмитрий, вы не просто главный дирижер, но еще и художественный руководить. Расскажите, как же складывается ваш рабочий день?

– Часто ловлю себя на мысли, что у меня лучшая работа на свете. Никакая другая работа не способствует, не стимулирует и не требует такого постоянного развития.  Потому что дирижер не только творческий человек, но еще и управленец. Нужно очень много времени посветить сотрудничеству с людьми. И для этого нужно обладать большим количеством знаний, быть авторитетом. И для этого нужно трудиться. И этот труд составляет рабочий день дирижера. Это постоянные репетиции, составление программ, общение с другими музыкантами.

– Судя по тому, как вы отрабатываете концерт, наверное, дирижеру важно иметь хорошую физическую подготовку. Вы часто ходите в спортзал?

– Скажу честно, в зал я не хожу. Но за здоровым образом жизни слежу. Вы абсолютно правы, для того чтобы быть дирижером,  необходимо хорошо себя чувствовать физически. Эта профессия требует больших физических и умственных сил. Но пока здоровье меня не подводит.

– А руки устают?

– Нет. Когда устают руки,  это признак зажатости и мышечного напряжения. Признак того, что что-то делается неправильно. Несмотря на характер исполняемой музыки, исполнительский аппарат должен находиться в состоянии  отсутствия напряжения. Иначе длительное произведение не продирижируешь. А если человек длительное время будет чувствовать усталость, то это приведет к профессиональным заболеваниям.  

– Вы единственный человек в оркестре, который стоит спиной к зрителям. Как чувствуете энергию зала?

– Очень чувствуешь энергию зала, причем иногда чувствуешь и без аплодисментов. Не знаю, как это объяснить, но такое точно есть. Когда выходишь в зал, видишь определенную мимику. Иногда не успеваешь разглядеть людей. Но всегда есть аплодисменты такие, какие ты ждешь.

– Что самое трудное в вашей профессии?

– Самое трудное – работа с людьми. Все люди разные, и бывает так, что за день ко мне придет человек 20 с какими-нибудь вопросами. Иногда на это не хватает терпения, но это прекрасный стимул себя детализировать.

– А с какими вопросами к вам приходят?

– С любыми. Это творческие вопросы, личные, связанные и со здоровьем и т. д.   Конечно, все это имеет отношение к организации процесса оркестра. Так что дирижеру нужно быть немножко психологом.

– Ростовская область находится рядом с территориями, где сейчас неспокойно. Сказалось ли это на публике? Люди ходят на концерты?

– Мной и руководством подмечено, что посещение филармонии за последние два года выросло. Люди стали чаще ходить на наши концерты. Аншлаговые - процентов на 80.

– А что вы слушаете?

– Я люблю рок-музыку. Часто слушаю классику.

Фото: Евгений Головатенко.

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм , Одноклассниках , Вконтакте и Дзен .

Юлия Морозова

Последние новости

Уголовное дело против жителя Новомалыклинского района

Прокурор утвердил обвинительное заключение по делу о подставном лице.

Забота о детских правах в Ульяновске

Судья делится важными правами ребенка с молодежью.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: Празднование в Новомалыклине

Православные христиане отметили важный религиозный праздник с Божественной литургией.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Павловском Посаде с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *