«Чтобы каждый ребенок был услышан»: о работе советника по воспитанию в ульяновской школе
По инициативе Министерства образования России с нового учебного года во всех школах нашей страны появятся новые сотрудники — советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
По инициативе Министерства образования России с нового учебного года во всех школах нашей страны появятся новые сотрудники — советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Новая должность, как передает ТАСС , была утверждена в образовательных учреждениях десяти пилотных регионов России еще в марте 2021 года. С сентября того же года более 17,5 тысячи советников приступили к работе в школах еще 35 субъектов РФ.
Систему советников запустили в соответствии с федеральной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».
Наш город не стал исключением. На сегодняшний день, как сообщают в городском управлении образования, такие специалисты работают во всех образовательных организациях Ульяновска. Так, к примеру, с 1 сентября 2022 года к новым обязанностям в гимназии №79 приступила Евгения Елизарова. Специальному корреспонденту ultoday73.ru она рассказала, что входит в ее задачи и какие приоритеты она ставит перед собой как советник.
— Евгения, расскажите, как проходил конкурсный отбор на должность?
— Для того чтобы стать советником директора по воспитанию, необходимо было пройти отбор в рамках Всероссийского конкурса «Навигаторы детства 2.0», который включал в себя портфолио, тестирование и собеседование. На мой взгляд, мне опередить своих соперников помогло наличие практического опыта реализации основных направлений Российского движения школьников, также обучение в магистратуре Ульяновского государственного педагогического университета, я защитила выпускную квалификационную работу по направлениям деятельности детских организаций. Кроме того, я являюсь лауреатом областного конкурса педагогических работников «Воспитать человека» — в 2019 и 2023 годах.
– Проходили обучение перед тем как приступить к новым обязанностям?
— В июле прошлого года мы проходили в дистанционном режиме обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями».
– В школах трудятся замы по воспитательной работе, вожатые, классные руководители. Какую роль играют советники в жизни ребенка?
— Должность советника директора по воспитанию не административная, а педагогическая, практикоориентированная. На мой взгляд, наша основная задача — стать проводником федеральных, региональных концепций в рамках плана воспитательной работы, чтобы ребята своевременно могли включиться в интересные для них проекты и конкурсы. Ведь, как мы все можем заметить, в настоящее время в нашей стране происходит эволюция детского движения. В 2022 году было создано Российское движение детей и молодежи «Движение первых». На всей территории России открываются первичные отделения, ребята знакомятся с миссией движения, основными направлениями. Каждый выбирает то, что близко ему. Это может быть добровольчество, волонтерство, наука, творчество, медиа, сохранение исторической памяти, спортивные мероприятия, дипломатия и другие направления. Советники директора по воспитанию становятся председателями таких первичных отделений в школах.
– С начала учебного года, когда в школах появились советники, прошло больше шести месяцев. Что вам удалось за это время сделать?
— Мы активно включились в программу социальной активности «Орлята России», внастоящее время в эту программу у нас вступили четыре класса. Совсем недавно прошёл слет «Орлят России», в котором мы приняли активное участие. Детям очень нравится быть активными, спортивными, позитивными, находить новых друзей и быть дружной командой. В планах на лето – реализовать программу «Орлята России» в пришкольном лагере, который будет действовать в нашей гимназии. Кроме того, мы открыли первичное отделение «Движения первых», которое объединило все действующие в нашей гимназии объединения: это и «орлята», и тимуровцы, и юные инспекторы движения, и участники Российского движения школьников, и юнармийцы с кадетами. В настоящее время активно включаемся в проекты «Движения первых».
– Перемены в школах очень напоминают те, что уже были в советское время…
— Да, многие сравнивают новое движение с пионерией. Я была пионеркой и с теплотой вспоминаю свои школьные годы. Главное, чтобы ребята были инициативными, чтобы у них было желание развиваться, идти вперед и не останавливаться на достигнутом. Верю в то, что формула успеха у каждого из них своя, а наша задача – помочь, направить. В рамках нового движения у ребят очень много возможностей для развития, получения новых знаний и компетенций. Одна из задач советника директора по воспитанию – помочь раскрыть потенциал каждого ребенка.
— Советники занимаются с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации?
— Да, это действительно так. Дети разные, и подход к ним нужен индивидуальный. Одной из форм работы в этом направлении вижу вовлечение ребят в волонтерскую деятельность: именно помогая тем, кто слабее нас, мы сами становимся добрее. Таких ребят немного, они есть в каждой образовательной организации. Их вовлекают в активные формы социальной деятельности вместе с другими ребятами, в классных коллективах, в составах команд, в том числе и спортивных.
– На ваш взгляд, как вырастить порядочного гражданина?
— Я думаю, только совместными усилиями родителей, образовательной организации и самих ребят. Василий Александрович Сухомлинский очень четко определил конечную цель воспитания — умный, добрый, честный, порядочный человек. Достичь этой цели можно, только объединив наши усилия.
– Евгения, почему в свое время вы выбрали профессию педагога?
— Мой профессиональный путь не сразу привел меня в школу, хотя я из педагогической династии. Моя бабушка Беляева Вера Васильевна — учитель математики, отдавшая больше полувека жизни этой непростой профессии. Именно она стала для меня примером служения своему делу. Также учителем физики и технологии был мой дедушка Тараканов Георгий Иванович.
Я сейчас веду занятия по праву, а также ещё занимаю общественную должность — председателя городского родительского комитета. С начала этого учебного года перешла на основную должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Я очень рада быть частью команды гимназии №79, директором которой является Заслуженный учитель Российской Федерации Чернова Татьяна Васильевна. Считаю, что только совместными усилиями педагогов, родителей, учеников можно достичь результатов.
— Что для вас значит новая должность?
— Перемены к лучшему, я в этом уверена! Потенциалом новой должности я вижу развитие, движение вперед, успехи наших учеников, участие в новых проектах в масштабах нашей огромной страны, создание интересных проектов по инициативе ребят, педагогов и родителей. Мы создаём центр детских инициатив в гимназии именно для того, чтобы каждый ребенок был услышан, чтобы создавались команды, чтобы старшеклассники становились наставниками для ребят младших классов.
Вероника Иванова
Фото предоставлено Е. Елизаровой
Последние новости
ТОП-5 признаков, что вашему сервоприводу срочно нужен ремонт
Как понять, что время чинить, пока не стало слишком поздно
Ульяновцы активно участвуют в городских субботниках
Весенняя уборка проходит во всех районах города. В благоустройстве общественных пространств, улиц, дворовых территорий приняли участие сотрудники предприятий, управляющих компаний, организаций,
На Академика Филатова, 12А отстояли зеленую зону.
Благодаря активной позиции местных жителей и содействию депутата по округу Дмитрия Кочкарева, здесь не будет точки быстрого питания около ТЦ «Стройград».
Беседа с учениками о Патриархе Тихоне в школе с. Шиловка
3 апреля 2025 года в МОУ Шиловская СОШ состоялась беседа, посвящённая 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.