Жизнь в драме, или Владимир Золотарь и его «Космос»
Главный режиссер Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова Владимир Золотарь 13 февраля отметил 50-летие.
Главный режиссер Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова Владимир Золотарь 13 февраля отметил 50-летие. В преддверии замечательной даты, в первую неделю февраля, театр пригласил зрителей на марафон лучших спектаклей, созданных юбиляром на ульяновской сцене. Среди них: «Макбет» Шекспира, «Любовь людей» Богославского, «Космос» Житковского и «Лес» Островского.
Напомним: Владимир Золотарь открыл свой первый театральный сезон в должности главного режиссера Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова в сентябре 2021 года премьерой трагедии Шекспира «Макбет». К тому моменту он уже был известен в российском театральном сообществе как номинант и призер премии «Золотая маска», лауреат престижных фестивалей «Сибирский транзит», «Реальный театр», Санкт-Петербургской премии «Театрал» и других. Ульяновский зритель буквально влюбился в созданные им спектакли, которые и сегодня бьют рекорды по аншлагам: «Бесприданницу» Островского и «Ножницы» Портнера.
- Владимир Александрович, вы полтора года являетесь главным режиссером Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова. Многое сделано. Спектакли, поставленные вами на ульяновской сцене, всегда оставляют неизгладимый эмоциональный след в душе. Это яркие сценические работы. Первой вашей работой в качестве главного режиссера театра стала шекспировская трагедия «Макбет». Почему такой выбор?
- Примерно два года назад мне позвонила директор театра Наталья Александровна Никонорова и спросила о планах. В процессе переговоров внезапно для меня вернулись к тому, о чем уже говорили сразу после «Бесприданницы», - к «Макбету». И когда работа над «Макбетом» уже близилась к завершению (а мы так и планировали открывать сезон этим спектаклем), возникло другое предложение: «Не продолжите ли вы работать у нас в качестве главного режиссера?» Это было для меня неожиданностью. Но подумав, посоветовавшись с семьей, я его принял и не жалею.
- Вы что-то кардинально изменили в театре, став главным режиссером?
- Репертуар немного изменился. Но кардинально ничего не поменялось. Ульяновская драма - по всем статьям театр очень крепкий. Репертуар у театра всегда был укомплектованный и внятный. Труппа в хорошем смысле сбалансированная, а это довольно редкий случай даже для успешных театров. Здесь играют все. Да, кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Есть свои звезды, есть артисты, на которых особенно ходят, но в целом вся труппа занята в работе. Это уже очень ценная вещь. И, наконец, это театр со своим зрителем. Довольно редкая ситуация, когда на любой премьерный спектакль в зале практически аншлаг, зрители идут, потому что новое название в афише.
- Как у вас складываются отношения с труппой театра, с актерами?
- Мне с ними комфортно и интересно, как, собственно, было и при первом знакомстве пять лет назад. Очень важно, что у нас есть и человеческий контакт, и профессиональный.
- Что нового появилось в репертуаре театра с вашим назначением?
- Так уж сложилось, что в Ульяновск очень скромно заходила современная драматургия. И это специфика отнюдь не только Ульяновска. Сейчас есть огромное количество драматургов, которые круто, современно и, что немаловажно с точки зрения театра, грамотно делают хорошую русскоязычную драматургию. Они понимают, что такое театр и как конструируются пьесы. Поэтому мы к ним обратились.
- В театре стали регулярными так называемые читки пьес. Буквально недавно на малой сцене театра состоялась читка пьесы Ярославы Пулинович «Как я стал…», и она открыла серию лабораторных обсуждений 2023 года «Театр. Форма. Содержание». А для чего нужны режиссерские читки?
- Вступив в должность главного режиссера, я начал с чтения пьес последнего десятилетия. Это делается прежде всего для того, чтобы артисты познакомились с новыми современными пьесами. Если они начнут читать эти пьесы самостоятельно, будут делать по-своему, другими глазами, могут бросить на третьей странице, могут что-то не услышать. Я стараюсь донести до них главные особенности текста. Режиссерская читка для артистов - это нормальная ситуация в театре. Плюс эти читки дают возможность сразу после того, как артисты услышали незнакомый текст, увидеть, как они на него реагируют. Это же тоже такой срез, потому что артисты, с одной стороны, - особая каста людей, они живут в замкнутом мире, который называется театр, а с другой стороны, реакция артистов - это вполне любопытная калька возможной реакции зрителей.
- Собственно, это произошло со спектаклем «Космос», который родился из читки одноименной пьесы Алексея Житковского во время лаборатории «Театр. Форма. Содержание». Реакция зала, слова благодарности и восторга не оставили сомнений, и после читки появился полноценный спектакль…
- Да, возник этот спектакль не случайно, он появился из первой сессии весенних читок в рамках драматургической лаборатории. Это первая работа, которая затем вошла в постоянный репертуар. 10 декабря прошлого года на основной сцене нашего театра прошла премьера спектакля «Космос». Мне кажется, это очень осознанный наш репертуарный выбор. Пьеса задает какие-то очень важные вопросы, которые касаются важных сегодня тем, начиная с тотального одиночества в большом мире и продолжая историей о нереализованности, женской, профессиональной, и попытки бунта против этой нереализованности. Плюс автор очень тонко работает в жанре, если говорить классическим определением, это жанр - трагикомедия. Кто-то очень метко про эту пьесу сказал: «Это смешная пьеса про несмешную жизнь». История очень трогает, потому что она про нас. Про очень близкого нам человека. Маленький городок. Одинокая учительница английского языка, двадцать с лишним лет назад похоронившая на чеченской войне своего мужа, по-прежнему сохраняющая ему преданность и верность в статусе вдовы героя. И вдруг возникает совершенно неожиданная коллизия, когда единственный выживший в 90-е годы их одноклассник, которого когда-то все звали лохом и так далее, должен приехать в город. А он первый бугульминский космонавт, Герой России, готовится к третьему полету в космос. И это переворачивает вдруг самовосприятие, восприятие мира главной героини и провоцирует ее на поступок, с одной стороны, почти подвиг, с другой стороны, поступок совершенно трагический.
- Стоял вопрос, кто будет исполнять главную роль?
- Вопроса, кто будет играть, не было. Дарья Долматова великолепно справилась с этой титанической ролью. Это радость, что в театре есть актриса такой индивидуальности. Я также очень благодарен всей актерской команде за отвагу. Почему я говорю про отвагу? Как-то принято считать, что «Космос», как и большинство подобных пьес современных драматургов, - это пьеса для более камерного пространства, чем наша большая сцена. Но мне кажется, что при всей частной и личной внутренней истории героини это в общем довольно эпичная история, в ней есть история большого мира, окружающего героиню, а большой мир требует большой сцены. Мы рискнули и, думаю, во многом выиграли, и выиграли благодаря замечательным работам всей команды. У нас в этой камерной истории занят 21 человек актерского состава. На мой взгляд, это очень любопытная, очень трогательная и по-человечески важная сегодняшняя история.
- Каких театральных сюрпризов ждать нам в новом году уже в этом сезоне?
- Скажу сразу, премьер будет больше, чем в прошлом году, а в 2022 году их было семь. Первая состоится уже в конце февраля, зрители увидят спектакль по пьесе Ибсена «Кукольный дом». Плодом театральных читок станет спектакль «Катапульта» по пьесе Дмитрия Богославского, он выйдет весной. Мы также приступим к постановке нового спектакля по пьесе современного российского драматурга Василия Сигарева «Алексей Каренин», который будет посвящен юбилейной дате заслуженного артиста РФ Михаила Петрова. Это такая вольная инсценировка знаменитого романа Толстого «Анна Каренина». Мы увидим драму глазами, на мой взгляд, самого несчастного персонажа - мужа главной героини, который пытается справиться с потерей любимой жены. В главной роли - наш юбиляр Михаил Николаевич Петров. Весной же будет проведена очередная, почти полуюбилейная, пятая лаборатория Олега Лоевского. И на этот раз будет совсем интересно, потому что мы договорились с Олегом Семеновичем, что привезем совсем еще никому не известные, но многообещающие имена - ребят с выпускных курсов лучших режиссерских мастерских страны. Не буду открывать всех секретов, но у нас в этом году состоятся еще премьеры спектаклей, которые станут, так сказать, детищами этой лаборатории. Очень надеюсь, что ваши ощущения от театра будут еще более острыми и еще более разнообразными.
P. S. Коллектив редакции «Народная газета» присоединяется к поздравлениям! Желаем вам творческих успехов, неиссякаемого вдохновения, залов, полных зрителей, нескончаемых оваций! Пускай все ваши идеи воплощаются вами в реальность!
Ирина АНТОНОВА
Народная газетаПоследние новости
Замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов приехал на УАЗ
Заместитель главы Минпромторга России осмотрел производственные мощности предприятий группы СОЛЛЕРС.
В Вешкаймском районе образовательные учреждения задолжали за свет 590 тысяч рублей
Прокуратура Вешкаймского района провела проверку исполнения закона в сфере ЖКХ.
В Ульяновской области есть вакансии. Зарплаты – до 122 360
В очередном выпуске авторского проекта ulpravda.ru читайте об актуальных предложениях о трудоустройстве, поступивших с различных предприятий региона на этой семидневке.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией