Ульяновский режиссёр Александр Лебедев: о работе в донецком театре, премьере спектакля «Отец» и ярком завершении карьеры артиста
Александра Лебедева в Ульяновске знают как талантливого актера и режиссера.
Александра Лебедева в Ульяновске знают как талантливого актера и режиссера. Его спектакли по пьесам современных драматургов автоматически становились хитами на театральных сценах. С недавнего времени он занимает должность режиссера постановщика в Донецком республиканском академическом молодежном театре. Во вторник, 21 марта, на сцене ульяновского драмтеатра состоится большая премьера его спектакля «Отец» по пьесе Флориана Зеллера. В главной роли Заслуженный артист Украины Леонид Ландковский.
Ultoday73.ru пригласил Александра на эксклюзивное интервью и узнал зачем на последнем спектакле в Ульяновске он сбрил в курилке театра свои волосы, несколько спойлеров грядущей премьеры и о «трагической режиссёрской случайности».
— Какая сейчас погода в Донецке?
— Наверное, жара. В этом году я там зимы и не видел. Помню один раз выпал снег и погода стала немного похожа на ульяновскую. Когда я выглянул в окно, мне сразу стало так хорошо. Там зима – это грязь и слякоть, постоянно хожу в мокрой обуви. Когда я пришел на репетицию в театр, одна актриса говорила, что на улице «дикий дубак -9 °». А в Ульяновске, чтобы вы понимали, было – 30 °[смеется].
— По родным скучали?
— Конечно. Мы созванивались, но когда работаешь, голова занята другим и об этом вообще не думаешь. Последние две недели я просто приходил и сразу ложился спать. Эта работа отнимала много энергии.
— Правильно ли я понимаю, что карьера артиста уже позади и к ней возвращаться не планируете?
— Никогда не говори никогда. Пока я не скучаю по профессии актера. Сколько лет я хотел быть хорошим артистом, старался, но сейчас я легко оставляю это позади. Хотя Владимир Александрович (Золотарь, главреж ульяновского драмтеатра — прим.ред) сказал, что это ошибка и я хороню хорошего артиста.
— А какие аргументы он приводил? Может быть последняя роль в спектакле «Лес»?
— Работа была неплохая. Особенно последний спектакль 30 ноября. Я предложил Владимиру Александровичу побриться наголо во втором акте, когда Буланов преображается в чудовище. Мои кудри сбрили в курилке. Возможно, зритель подумал, что на мне просто был парик, но нет [смеется]. Реакции из зала я не слышал. В этом спектакле бурно реагируют только когда Буланов светит булками.
— Это факт. Несколько лет назад вы же уже были в Донецке?
— В 2021 году. Я там ставил спектакль «Человек из Подольска» . Меня порекомендовал Владимир Иванович Медведь ( на главном фото – прим.ред), который был тогда главным художником ульяновского драмтеатра. В донецком театре в этот момент проходил ребрендинг. Из ТЮЗа он превращался в молодежный. С этим спектаклем они катаются по большим гастролям.
— Сколько в среднем вам нужно времени, чтобы поставить спектакль?
— Вообще я лентяй [улыбается]. Пока даты премьеры не будет я может и делать ничего не буду. Например «Человека в закрытой комнате» поставил за две недели и репетировали мы по два часа в день. Я не люблю долго сидеть, но если погружаюсь в работу, то с головой.
— Поговорим о премьере. Когда начали репетировать и может быть, пару спойлеров озвучите?
— Начали мы репетировать 4 февраля, а сдача была 2 марта. Поставили за достаточно короткий срок. Мы его делали специально для ульяновского фестиваля. Во вторник будет наш первый показ на зрителя. Возможно, в Ульяновске он будет немного сыроват. Спектаклю нужно время, чтобы обрести дыхание. Когда мы искали пьесу, мне было важно, чтобы она понравилась. Пьеса «Папа» одна из первых, которая точно попала в меня. Тема на самом деле очень больная и вечная.
У нас будут картонные декорации. Мы обесцветили все пространство. Весь спектакль – это мир глазами Андрэ, который лишен красок жизни. В этом спектакле я впервые использую лейтмотив, и если честно, я их очень не люблю. Но вдруг, чисто случайно, одна и та же песня заиграла новыми красками. [включает на телефоне песню Bobby Vinton — Mr. Lonely / Мистер Одинокий]
На самом деле я очень сильно переживаю за премьеру. В Донецке мы сдали его чисто на коллектив. Его зрители не видели. Уверен, что театр в Ульяновске примут тепло и радушно. Зритель у нас благодарный, это я точно знаю.
— Это случайность, что у вас два спектакля подряд о проблемах взаимоотношения отцов и детей?
— Их три и это трагическая случайность. Сначала я сделал «Человека в закрытой комнате» — это про взаимоотношения отца и дочери, потом «Случайного человека», который про отношения уже дочери и отца. Меняется позиция. И вот спектакль «Отец». Понял я это, когда почувствовал, что не могу сделать одну сцену как-то иначе. Просто не могу. То есть я спер у себя же решение одной сцены [улыбается]. Об этом я рассказал всем артистам, с которыми работал.
— Чего боится главный герой премьерного спектакля?
— [ненадолго задумался] Там очень простой страх смерти. Он постепенно умирает. У него болезнь Альцгеймера и самый главный страх – это умереть и еще остаться одному. Эта болезнь – тюрьма. Единственное чего он жаждет, так это освобождения. Поскорее сбросить с себя бремя болезни.
— Кажется, что его разрывает на две части. С одной стороны он боится смерти, но с другой, освобождение, о котором вы говорите, как раз в ней и заключается.
— Вы говорите сейчас о том, что я бы на самом деле и хотел рассказать зрителю. В моем спектакле его разрывает на много частей. Надеюсь, во вторник у нас все получится.
— Ждать ли от режиссера Александра Лебедева комедий и светлых историй?
— Я думал об этом. В планах поставить пьесу «Романтики» Ростана. Она полностью повторяет историю Ромео и Джульетты, только это комедия. И там звучит хороший вопрос. А что же такое любовь на самом деле? Как ее вычислить и понять? Будет ли она светлая, я не знаю. На Донбассе очень ценятся комедии. Люди устали от тьмы, им хочется света.
— Какие у вас отношения с худруком театра?
— Он понимающий. Когда мы перебираем пьесы, и я говорю, что мне они не нравятся. Он не настаивает и мы сразу начинаем искать другие. Если честно меня такой подход удивил. Это очень круто. Когда я буду таким мастером как Владимир Александрович Золотарь, то наверняка смогу поставить и даже то, что лично мне не нравится. А пока не получается.
— Вы выберете плохого актёра с яркой внешностью или хорошего, но без изюминки?
— Хороший артист всегда с изюминкой. Конечно, хорошего артиста.
— Массовые сцены или тихий монолог?
— Второе. Потому, что я очень часто использую массовые сцены [смеется].
— Современная драматургия или классика?
— Современная драматургия уже надоела, хочу работать с классикой. Кстати, классика очень даже современная. Произведения Чехова когда-то тоже были современной драматургией.
— Критика или похвала?
— Конструктивный диалог.
София Преснякова
Фото предоставлено пресс-службой Донецкого республиканского академического молодежного театра
Последние новости
Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области продолжает проводить профилактические визиты в медицинских организациях
В целях профилактики возможных нарушений при осуществлении медицинской деятельности и повышения информированности в области санитарного законодательства,
В перинатальном центре «Мама» с начала этого года родились более 2,5 тысячи малышей
19 декабря для беременных женщин была организована экскурсия по перинатальному центру Ульяновской областной детской клинической больницы имени Ю.Ф.
Засвияжская прокуратура «выбила» для инвалида два жизненно необходимых лекарства
Прокуратура Засвияжского района Ульяновска провела проверку по обращению пожилого местного жителя с ограниченными возможностями.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований