"Говорящее" искусство

работает выставка, посвященная плакату.

В музее "Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска"

работает выставка, посвященная плакату. Она

приурочена к 100-летию образования СССР.

Плакат прошел длительный путь развития от лубочных картинок, объявлений, листовок до предмета искусства и графики. В малограмотной России, в отсутствие радио и телевидения, плакат стал единственным средством оперативного донесения информации для всех слоев населения.

В первой половине XX века сложились основные достоинства плаката: доступность, наглядность, яркость. Официальное "признание" жанра произошло благодаря Международной выставке афиш в городе Санкт-Петербурге в 1897 году. Знаменитые "Окна РОСТА", окна ТАСС, "Боевой карандаш" сделали плакат популярным видом искусства. Владимир Маяковский призывал хранить "окна" - "клочки истории, замечательные документы эпохи".

Плакаты, выставляемые в окнах и витринах магазинов, жили реальной жизнью общества и событий. Они останавливали прохожих, вызывали эмоции, призывали к действию. Это информация на злобу дня стала отражением реального времени.

Советский плакат первых послереволюционных лет - явление феноменальное. "Мобилизованный" властью на фронт идеологической борьбы, он на протяжении полутора десятка лет сохранял лидирующее место среди других видов изобразительного искусства. И не только в силу своей социальной значимости. Плакат рассматривался как жанр подлинно революционного массового искусства. Новые функции и задачи, новая зрительская аудитория потребовали особых коммуникативных форм и выразительных средств. Их поиски протекали в русле процессов создания нового революционного искусства. Плакат естественно оказывался в сфере интересов мастеров русского авангарда, их теоретической и практической деятельности. Он воплотил их наиболее радикальные идеи, стал значительным, новаторским явлением в художественной культуре ХХ века.

В предреволюционной России не было профессии плакатиста. После 1917 г. к плакату обращаются живописцы, графики, архитекторы, скульпторы, принявшие революцию и готовые служить ей. Они вносили в агитационное искусство элементы образной системы "своего" искусства. Плакат, не знавший ранее влияния авангардистской эстетики, "примерял" ее принципы в ходе формирования собственного языка, претворял стилистику разных художественных течений, в том числе кубизма и супрематизма. Влияние кубизма сказалось на новых формах плакатной графики.

Как основа новаторского языка "Окон РосТА" кубизм получил высокую оценку критики, но у массового зрителя он не всегда встречал понимание. Так было в Петрограде, в Костроме, где протесты зрителей против "радикализма художественных приемов" вынудили художников организовать дискуссию и публично защищать современные методы работы.

В числе других видов печатной графики плакат оказался почти идеальной моделью производственного искусства, отвечающей критериям жесткого рационализма и "генетической" связи с полиграфическим производством. Он стал своеобразной творческой лабораторией видных представителей русского авангарда - Маяковского, Родченко, Лисицкого. Особая эстетическая и конструктивная нагрузка возлагалась на текст, важнейшая роль изобразительного компонента отводилась фотографии.

Новая экономическая политика, введенная в 1921-м, воскресила рекламный плакат, забытый в годы Гражданской войны. Продвижение продукции государственных предприятий расценивалось как важная экономическая и политическая задача. "Думайте о рекламе!" - призывал Маяковский, и его призыву последовали многие художники-новаторы. "Реклам-конструкторы" агитировали за продукцию "Моссельпрома" и "Чаеуправления", "Госиздата" и "Резинотреста", делали световую и фасадную рекламу, упаковку, закладки для книг и другое.

Деятельность художников-новаторов в области рекламной графики принималась не безоговорочно. В 1925 г. в их адрес раздались упреки в культивировании мещанства, в одновременном служении революции и нэпу.

Кино сыграло громадную роль в мировоззрении и деятельности художников авангарда. Идеи и новаторский язык фильмов дали мощный стимул к обновлению традиционной плакатной формы. Признанными лидерами стали братья Стенберги. Монтаж и конструкция - так определили они основы своего метода. Эта краткая формула вместила в себя опыт создания ранних пространственных конструкций и цветоконструкций, практику оформления спектаклей в театре и выразительные средства кино - крупный план, наплывы, ракурсы.

Постановления ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. поставили плакат в зависимость от идеологических и художественных установок партии. Период художественных экспериментов завершился.

На выставке представлены агитационные советские плакаты первой половины XX века, в первую очередь те, что создавались по заказу Управления пожарной охраны, Института санитарного просвещения и Всероссийского добровольного пожарного общества с целью пропаганды и обучения, грамотного поведения в быту. Многие из средств наглядной агитации не утратили своей актуальности и сегодня.

Иван ШАТОВ.

Последние новости

Посещение психоневрологического интерната

6 февраля 2025 года, руководитель Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Мелекесской епархии иерей Вячеслав Еремеев посетил психоневрологический интернат "Союз" г. Димитровграда.

День памяти блаженной Ксении Петербургской в храме Живоначальной Троицы с. Слобода-Выходцево

6 февраля 2025 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в храме Живоначальной Троицы села Слобода-Выходцево, настоятелем храма иереем Сергием Беккером была совершена Божественная Литургия.

Внимание! Акция!

По инициативе Мелекесской епархии русской православной церкви, представителя молодёжного парламента Димитровграда Даниилы… По инициативе Мелекесской епархии русской православной церкви,

Жизнь после зависимости

Путь к восстановлению

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Кузнецке с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *