Маленькая, но зато какой талант! За что зрители любят Наталью Ляхову
На мой взгляд, Наталья Ляхова - одна из самых интересных ульяновских актрис.
На мой взгляд, Наталья Ляхова - одна из самых интересных ульяновских актрис. Она играет в Ульяновском театре кукол и в театре-студии Enfant-Тerrible. И везде такая разная, что всегда ждешь от нее неожиданного. Меня притягивает ее универсальность. А между тем путь Натальи в театр был не столь уж легким и немного запутанным, да и не совсем типичным для тех, кто мечтает об актерской профессии.
- Если честно, я никогда не мечтала стать актрисой, признается Наталья. - У меня были нормальные детские мечты - стать учительницей, врачом... Ну, с кем сталкивалась в детстве, тем и хотела стать. Когда надо было принимать решение, куда пойти учиться, решила стать медиком. Училась в естественно-научном классе, прекрасно сдавала экзамены по химии и биологии. Но потом, посмотрев на старшую сестру, которая училась в медицинском колледже, подумала: «Нет, это не для меня». И так как с семи лет я занималась танцами, в какой-то степени понимала, что такое сцена, мама моей подружки, с которой мы танцевали, как-то спросила меня: «А ты знаешь, что у нас в УлГУ есть актерское отделение?». Подумала и решила, ну и ладно, буду поступать на актерское. На авось. Не то чтобы очень хотелось. А мама хотела, чтобы я поступала на факультет по связям с общественностью. В итоге собрала два пакета документов. И скрыла от мамы, что подала документы только на актерский факультет.
- Процесс учебы шел легко?
- Я ничего поначалу не понимала. Была такой чистый лист. До этого никогда не читала специальную литературу, в театре была только дважды - в детстве. Поэтому когда мне говорили: «О! Ты будешь поступать на курс к Александрову!», я не знала, кто такой Борис Владимирович.
- Может, отсутствие бешеной любви к театру и помогло поступить на курс?
- Может быть. Готовилась без волнения. Борис Владимирович на прослушивании «крутил» меня: а попробуйте вот так или так. И мне было очень интересно все это показать. Наконец, он попросил меня встать на стул и что-то прочесть. Я начала разуваться. А Борис Владимирович говорит: «Зачем разуваешься, ты и так маленькая». Я хотела ответить, что, мол, маленькая, зато какой потенциал! Но слово «потенциал» у меня напрочь вылетело из головы, и я сказала: «Маленькая, но зато какой талант!» Естественно, вся приемная комиссия покатилась со смеху от моей наглости. Но Александров взял меня на курс.
- Чему народный артист России успел вас научить?
- Борис Владимирович успел поработать с нами три с половиной года. А когда мы были на четвертом курсе, мастер ушел из жизни… Учеба под его руководством была настолько захватывающей, что моя жизнь разделилась на до и после, для меня перестало существовать все, даже мои друзья. Они обижались, что я постоянно пропадаю в университете, а если изредка с ними встречаюсь, то всегда говорю только о театре. Потому что театр - это совершенно другой мир. Да еще когда тебя ведет в этот мир такой мастер, как Борис Владимирович, - это потрясение. И я начала очень упорно работать. Мне было интересно попробовать на сцене все! Иногда казалось, что та или иная роль не для меня, и я зажималась, закрывалась, не понимала, как это сделать. Но я доверяла своим педагогам.
- Как попали в Enfant-Тerrible?
- В декабре 2009 года я еще училась на четвертом курсе. Мой педагог Алексей Храбсков позвонил и сказал, что из Enfant-Тerrible ушла одна актриса, не хотела бы я ввестись в спектакль? Да с удовольствием! У меня было три репетиции роли Рыжей Курицы в спектакле по Славомиру Мрожеку Hemeralopia.
- Знаю, что в театре Дмитрия Аксенова Enfant-Тerrible актеры не только играют, но и занимаются всеми театральными профессиями. Зачем?
- Но ведь все в этом театре создавалось нашими руками! Сегодня играешь, завтра ты звукорежиссер, или отвечаешь за световое оформление, или участвуешь в изготовлении декораций, или работаешь шуруповертом. Дмитрий Михайлович, например, научил нас вырезать из дерева кукол для одного из спектаклей. И это круто!
- Но ведь все это не актерское дело?
- Понимаете, когда занимаешься каким-то физическим трудом, делом, которым ты никогда раньше не занимался, то учишься чему-то новому, и это все падает в актерскую копилку, да и в человеческую тоже. Это и преодоление трудностей, и работа над собой, и ты открываешь в себе какие-то новые грани. И в итоге актер, на мой взгляд, становится интереснее на сцене.
- Мой самый любимый спектакль в Enfant-Тerrible - «Леди Макбет Мценского уезда». Хрупкая, тоненькая актриса Наталья Ляхова играет женщину такой потрясающей внутренней силы, такое безумие любви и страсти, которая и жжет, и губит, и убивает... Как это возможно? Надо ли пережить нечто подобное в жизни?
- Ну, всякое бывало в жизни… Когда мы беремся за какой-то материал, мы разбираем его до самых глубин, и я пыталась максимально добраться до самых мелочей. В этом спектакле речь идет о полном обладании моей героини его любимым Сергеем - не только физическом, но и психологическом, эмоциональном. Он не должен больше ни о чем думать - только о ней. У моей героини желание полностью его поглотить. Аксенов ставил задачу: вот ты смотришь ему в глаза и хочешь высосать эти глаза, вцепиться в них. Хочу его заглотить! Чтобы эта страсть была ощутима на вкус, на цвет, на запах.
- Зрители сидят на расстоянии вытянутой руки. И просто тонут в энергетике страсти…
- Мы, как дети, погружаемся в эту игру, всецело отдаемся этой игре. Поначалу думала, почему зал молчит, почему такая тишина, что случилось? А потом поняла: действительно, создается такое напряжение, что зрители замирают, чтобы не нарушить эту атмосферу. Раньше я побаивалась смотреть публике в глаза. Но Дмитрий Михайлович научил смотреть именно в глаза. И ты понимаешь, сейчас мы всех просто разорвем!
- Ваша героиня Кролик из спектакля «Загон» в том же Enfant-Тerrible жертвует не чужими жизнями, как Леди Макбет, а фактически своей. И такие чувства нужно пережить в жизни?
- Просто есть разные артисты и разные техники. Это совершенно разное включение в роль. Одни тратят себя до конца, а другие делают то же самое чисто технически, практически не задевая свои личные струны. Я не умею делать так, чтобы меня не затрагивали чувства и эмоции героини. Я и в жизни такая. Для меня важно погрузиться в роль целиком, полностью и без остатка. Это сродни катарсису, который получают и артисты, и зрители. Когда мы учились в университете, у нас была традиция - ходить в актерские походы. Как-то раз одна из студенток решила провести с нами психологический тест. Мы закрыли глаза, и она говорит: «Представьте, что вы подошли к водоему - переберитесь через него». Я «пошла» по дну и не захлебывалась. Вот так и в нашей профессии. Некоторые идут по поверхности, некоторые - через мостик, а я - по «дну». Погружаюсь в самую гущу. Мне кажется, некоторые коллеги меня за это недолюбливают.
- Как возник театр кукол?
- В театр кукол я пришла в 2016-м. В Enfant-Тerrible нет стабильного заработка, ведь это не бюджетный театр. Приходилось искать работу где-то на стороне - совершенно разную. Жить с любимым человеком на одну зарплату было сложновато. Например, я работала стажером в банке, в доставке пиццы, вела какие-то праздники и делала многое другое. Потом спросила себя: «У меня же есть профессия, любимое дело. Почему я не могу им заниматься?». И я решила пойти в театр кукол. Тогдашний художественный руководитель Владимир Бирюков меня посмотрел и не взял. А на следующий год со второй попытки - взял. Мне очень понравилось работать с куклами, ушла в это дело с головой. Иногда, когда репетирую в Enfant-Тerrible, вдруг думаю: а какая у меня будет кукла?
- В репертуаре театра кукол есть спектакли для трехлетних зрителей. Неужели актерам интересно в них играть?
- Скажем, у нас есть спектакль «Мама и я» для зрителей 0+. Это один из моих любимейших спектаклей. В нем всего два актера, сначала я играла Маму, а сейчас играю Лисенка. Там речь идет о любви. Лисенка интересует, а что это такое? Ему отвечают, что любовь всех делает глупыми, от любви бывает больно. А он не понимает, он чувствует, что любовь - это здорово. И это играешь как для взрослых. С детьми нельзя разговаривать как с детьми, надо на равных, не сюсюкать, тем более в театре.
- В новом спектакле театра кукол «Очень простая история» вы так тонко играете Свинку, а по сути ангела. Чем вам привлекательна эта история?
- Дмитрий Михайлович Аксенов часто говорит перед началом спектаклей: «Сегодня мы поговорим с вами о любви, это единственное, о чем должен говорить театр». Я согласна с этим. И Борис Владимирович Александров говорил: «Все в мире есть любовь». Он посеял в нас, тогда еще детей, это зерно, и оно начало расти. О чем же еще говорить в театре?
- На жизнь-то после таких спектаклей остаются силы?
- Когда тратишься, то силы откуда-то приходят сами. Когда отдаешь, отдаешь, отдаешь, ты становишься неисчерпаемым. Вдруг в тебе появляется источник силы. И ты готов и дальше отдавать. А когда начинаешь что-то в себе копить, то все это застаивается и превращается в некое болото. Уже и отдать-то стыдно, да и не возьмет никто. А когда отдаешь, тебе будет прибывать…
Народная газетаПоследние новости
Вакцинация на дому: забота о здоровье в удобных условиях
Прививка против гриппа для людей с ограниченными возможностями передвижения.
Проблемы с доступом к медикаментам в Ульяновске
Пенсионерка из Заволжского района испытывает трудности с получением необходимых лекарств.
Экономические тенденции в 2024 году
Анализ основных факторов, влияющих на экономику страны.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований