Управление Минюста России по Ульяновской области разъясняет, кто такие ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ?

          1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

                  1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он обобщает и дополняет положения из других  законов, ранее регулировавших деятельность разных видов иностранных агентов.

              Кто теперь иноагент? 

              Новый закон определяет, что под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 данного Федерального закона. К такой деятельности относятся:  политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные данным законом.

              Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах :

1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;

5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5;

7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6.

  К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.

              Кроме того, новым Федеральным законом введены новые понятия:

              - иностранное влияние, под которым понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами;

                - поддержка , означающая предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах;

  - физическое лицо, аффилированное с иностранным агентом , под которым понимается физическое лицо:

1) входящее (входившее) в состав органов юридического лица - иностранного агента и (или) являющееся (являвшееся) его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;

2) входящее (входившее) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и (или) являющееся (являвшееся) их учредителем, членом, участником, руководителем;

3) осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность и получающее (получавшее) денежные средства и (или) иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.

На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов.

              Сроки получения иностранного финансирования не ограничены законом.
              Важное нововведение, на которое тоже стоит обратить внимание: с 1 декабря 2022 года иностранным агентом могут признать российское или иностранное юридическое лицо  независимо от его организационно-правовой формы.

В целях учета иностранных агентов Министерством юстиции Российской Федерации ведется реестр .

Реестр содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации ведет также единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами .

            Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в Министерство юстиции Российской Федерации заявление о включении его в реестр.

Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом.

От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются:

1) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

2) иные лица (категории лиц) по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны.

              Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти.

Предметом государственного контроля за деятельностью иностранных агентов является соблюдение иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов.

В отношении иностранных агентов, а также лиц, аффилированных с иностранными агентами, могут проводиться плановые и внеплановые проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки является :

1) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от органов публичной власти, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты Российской Федерации, общероссийских средств массовой информации об осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 данного Федерального закона, лицом, указанным в части 2 статьи 1 данного Федерального закона, не подавшим заявление о включении в реестр, и (или) о получении таким лицом денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;

2) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган от иностранного агента заявления об исключении его из реестра в связи с прекращением осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 данного Федерального закона, и (или) прекращением получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах, прекращением иностранного влияния в иных формах;

3) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган от органов публичной власти, граждан или организаций информации о нарушениях иностранными агентами требований законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.

  Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год .

Ограничения, связанные со статусом иностранного агента

1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

3. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.

4. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр.

5. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) иностранными агентами.

6. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.

7. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и (или) получение денежных средств, а также передача и (или) получение иного имущества от иностранных агентов. Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия.

8. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами.

9. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.

10. Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних.

11. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

12. Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.

13. Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные иностранными агентами (за исключением физических лиц) или в их пользу.

14. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения.

15. Иностранный агент не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

16. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

17. Иностранный агент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

18. Иностранный агент не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

Нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.

Неоднократное непредставление юридическим лицом, включенным в реестр, а также общественным объединением, действующим без образования юридического лица, иным объединением лиц, включенными в реестр, в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации указанных лиц.

Последние новости

Размещен Обзор публикаций СМИ в декабре 2024 года

В разделе «Пресс-служба» в подразделе «Интервью, публикации, обзоры СМИ» размещены обзоры публикаций СМИ в декабре 2024 года Ссылка: « Интервью, публикации,

Еженедельные сведения о работе Ленинского районного суда г. Ульяновска

В разделе «Справочная информация» размещены: Еженедельные сведения о работе Ленинского районного суда г. Ульяновска за период с 09.01.2025 года 12.01.2025года.

Размещены сведения о взаимодействии со средствами массовой информации в 4 квартале 2024 года

В разделе « Доклады, выступления, аналитические материалы » размещены  Сведения о взаимодействии со средствами массовой информации в 4 квартале 2024 года.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Костроме, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *