От первого планера до авиационной столицы России. Как ульяновцы полюбили самолеты

Ровно 100 лет назад Советом Труда и Обороны СССР был создан Совет Гражданской авиации.

Ровно 100 лет назад Советом Труда и Обороны СССР был создан Совет Гражданской авиации. Сегодня этот день празднуется как день рождения отрасли, с которой неотрывно связана история Ульяновско-Симбирского края. К этому дню ultoday73.ru рассказывает читателям интересные «крылатые» факты о ее становлении и «друзьях воздушного флота».

Начало развития гражданской авиации в нашей стране началось с 9 февраля, а спустя всего месяц – 8 марта – в СССР появилось общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Оно представляло из себя группу инициативных трудящихся, которые своими силами и средствами должны были помогать правительству в создании мощного воздушного флота. Главным их инструментом была пропаганда, а целью стало зарождение любви к самолетам у простых людей и просвещение их в теме авиации. С первых дней существования ОДВР их лозунгом стала фраза: «Трудовой народ, строф воздушный флот!».

Такие ячейки друзей воздушного флота стали появляться по всему СССР, а 14 июля 1923 года движение дошло и до Симбирска. Уездные отделения и первичные ячейки новой организации начали создаваться на предприятиях, в организациях и учебных заведениях. В свою очередь это вызвало всплеск увлечения авиацией: в клубах, библиотеках, школах, сельсоветах, избах-читальнях стали обустраивать «авиауголки», а также проводить авиамитинги, тематические вечера и игры. В то же время стали популярными экскурсии на аэродромы и летные площадки — к прилетающим самолетам.

Чтобы воплотить мечту о мощном авиафлоте, в первую очередь необходимо было смотреть в будущее, поэтому в губернии делалось все, чтобы модель аэроплана стала любимой игрушкой всех пионеров. Комсомольцы, стоявшие первыми в рядах нового движения, действовали с лозунгом: «Молодая гвардия, сделай воздушных коней!».

Для исключения авианеграмотности в нашем крае студенты симбирского рабфака на агитповозках ездили по уездам, где проводили разъяснительную работу среди крестьян, читали лекции по истории воздухоплавания и о возможном применении авиации в народном хозяйстве.

Люди поддерживали новое движение! Рабочие, колхозники, члены профcоюзов, комсомольцы и пионеры — все делали единовременные пожертвования в пользу воздушного флота, а местные газеты, такие как «Пролетарский путь» и «Красная жатва», регулярно сообщали о переводах денежных средств на воздухофлот.

Тема «полетов» стала популярной в литературе симбирский писателей, например, симбирский писатель Николай Нилли (Ильин) вдохновился темой авиации и в одном из своих творений представил собирательный образ красного летчика Ивана Петрова. Следом в моду вошли авиачастушки:

«Я с миленочком гуляла
Карамзинским садом.
От него я там узнала,
Что мне делать надо.
Запишусь теперь в друзья
Красных самолетов.
Совершу за лето я
Несколько полетов.

Привинчу пропеллер к стулу
И поставлю на бульвар.
Полечу я в город Тулу,
Там куплю я самовар.
У миленочка есть план –
завести аэроплан.
В самолете полетим-
всю деревню удивим!»

Первые результаты такой упорной работы ОДВР не заставили долго ждать. Уже в июне 1923 года в Симбирске было открыто представительство первого в РСФСР акционерного авиатранспортного предприятия для перевозки пассажиров «Добролет». Его пилоты вступили в профессиональный союз транспортных рабочих, а согласно коллективному договору «Добролет» обеспечил весь персонал летней и зимней спецодеждой.

В октябре 1923-го при Симбирском городском ОДВФ провели первую планерную секцию, возглавленную военным летчиком Даниловым. Спустя всего месяц в одной из секций собрали первый планер и запустили его в небо. Это стало началом нового этапа развития авиадвижения в Симбирске.

В то же время молодые энтузиасты авиации, среди которых был Игорь Рогозин, ставший впоследствии известным ученым и геологом, открыли свой собственный научный кружок планеристов. В нем юношей и девушек обучали теоретическим основам авиации и конструированию оригинальных моделей аэропланов.

Со временем в Ульяновске стали проходить разнообразные яркие авиасобытия, которые привлекали к себе сотни горожан. Часто с облетами в город прилетали самолеты «Добролета». Например, 2 июня 1924 года горожане с радостью встретили гидросамолет «Юнкерс», на котором за неделю обряды «воздушного крещения» — полет над городом — совершили 300 жителей. Спустя месяц с поучительной лекцией в Ульяновск прилетел один из первых пропагандистов воздухоплавания в России, ученый в области авиации и уполномоченный правления «Добролет» профессор Николай Рынин, который, кстати, учился в Симбирской классической гимназии в период с 1888 по 1896 год.

Тем же насыщенным летом в Ульяновске впервые прошел праздник Воздухофлота. В городском саду имени Свердлова ( ныне — «Владимирский сад») c вечера 5 августа и до 6 утра ульяновцы принимали участие в народном гулянии, смотрели выступления цирковой труппы, драматических и музыкальных артистов. Всю ночь работали тир и буфеты. Гости мероприятия получали в дар книги, значки, журналы и плакаты от издательства общества друзей воздушного флота. Изюминкой вечера стал розыгрыш лотереи в пользу ОДВФ, все собранные средства с которой направили на постройку самолета «Земляк Ильича».

Новое движение продолжало расти и развиваться, к началу 1925 года в Ульяновске насчитывалось уже 14 тысяч «друзей воздушного флота», а весной того же года выпустились первые 32 слушателя авиакурсов. Для агитационных облетов в городе купили два самолета: «Земляк Ильича» и гридросамолет «Активист». За их штурвал сели летчик первого класса М.И. Гаркави и старший механик С.Ф. Вражнов.

В планах друзей воздухофлота было закупить еще один, третий самолет «Конек Горбунок», организовать Центральный клуб-музей воздухоплавания, открыть авиамастерскую, переоборудовать посадочную площадку ульяновского аэродрома, построить летную площадку в Инзе и гидропричалы на Волге… Не все эти планы удалось воплотить в жизнь, однако, тем не менее, гражданская авиация в Ульяновске и дальше продолжила «набирать высоту» и достигла сегодняшних масштабов!

Мария Лисовенко

По материалам и фотографиям Государственного архива Ульяновской области, подготовленных заместителем директора ГАУО Г.В. Романовой

Последние новости

В преддверии Нового года сказочный праздник прошёл в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Алые паруса»

Воспитанников поздравили первый заместитель министра социального развития Ульяновской области Ольга Иванова, председатель комиссии по молодёжной политике Ульяновской Городской Думы Полина Гонашилина.

В Ульяновске состоялся митинг-реквием, посвящённый 45-й годовщине ввода советских войск в Афганистан

Мероприятие прошло на площади 30-летия Победы. Отдать дань памяти героям, кто нёс службу за пределами Отечества, пришли заместитель губернатора Александр Коробко, глава города Ульяновска Александр Болдакин,

Престольный праздник в с. Сабакаево

19 декабря 2024 года, на приходе в честь святителя Николая Чудотворца с. Сабакаево, отметили Престольный праздник.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Буйнакске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *